Ответы гностика

Валерий Панюшкин спровоцировал атеистическую часть русской блогосферы своими 15 вопросов атеисту. Я не атеист, но верующий. Правда, определить себя в какую-то более-менее оформленную группу или клику я не могу. Потому мои ответы православному журналисту требуют некоего предуведомления.

Мой личный взгляд на религию базируется на признании психологической потребности среднего человека (в данном случае – ВПС) в вере и на существовании в человеческом мышлении иррациональной составляющей.

Потребность в вере означает, что любое мировоззрение требует неких не оспариваемых аксиом. В случае человека мы имеем еще и существенную слабость интеллекта, называемую западными психологами “быстрым/автоматическим мышлением” или “системой 1”. Можно привести множество примеров когнитивных искажений (эффектов и ошибок), подтверждающих алогичность и антирациональность человеческих решений (и последующего поведения).

Древне-греческое слово “gnōsis” означает “знание“. При этом гностицизм традиционно связывают с ранними христианскими неканоническими течениями, тогда как агностицизм определяется как невозможность узнать о существовании бога или опровергнуть его. И в противовес “агностикам” и безотносительно к мистикам-дуалистам первых веков нашей эры, я бы рискнул назвать себя “гностиком“.
Как гостик, я полагаю, что Бог внутри нас, что он познаваем, как психический феномен, что церковные интерпетации строятся на нагромождении дополнительных ошибок на исходно не-идеальный мыслительный аппарат, коим обладает Homo Sapiens.

Мои ответы не более, чем попытка вербализовать рефлексию и интроспекцию, касающуюся в первую очередь моих недостатков и страхов, но как человек средний, я надеюсь, что могу отразить в основном не личные проблемы, а нечто характерное для значительного числа людей.

В статье Панюшкина вопросы отделяются параграфами, потому повторять вопросы не буду.

1. Когда человеку страшно, он реагирует или бегством, или боем. При невозможности обоих вариантов, человек регрессирует к примитивным моделям поведения – как маленький ребенок. Потому в той или иной форме молятся все. Ничего специфически-православного в этом нет.

2. Желание бессмертия характерно для тех, кто не способен задуматься. Самый поверхностный анализ приведет к пониманию бессмысленности и опасности такого желания.

3. Уверовать в постулаты православной церкви и уверовать в набор аксиом – принципиально разные вещи.

4. Панюшкин сверяет свои реакции и поступки с Евангелием. Я не очень силен в христианской теологии, но подобное “скромное” уподобление себя Богу на грани с ересью.
Если же Панюшкин следует Маяковскому и подменяет Ворошилова – Иисусом Христом, то это интеллектуально ошибочно, т.к. ситуации принципиально не совпадают и личностные характеристики (если предположить, что герой Евангелий может быть уподоблен человеку).

В более общем случае случае сверять свои поступки с книгой, как минимум, не умно. Поскольку реальность больше любой книги.

5. Существование достойных священников не доказывает ничего, кроме отсутствия у Панюшкина более внятных идей. Достойных можно было найти и среди эсэсовцев, и среди НКВДшников, но организации не перестают быть преступными.

6. Каким образом нематериальные явления доказывают правоту православия или христианства? Или религия в понимании Панюшкина сводится к подтверждению физики – эдакий окончательный штамп “Верно!”?

7. Как православный журналист чувствует себя наедине с произведениями искусства на языческие сюжеты? Знание сюжета не равно принятию данного сюжета как имевшего место в действительности. Искусство – все же в первую очередь вымысел.

8. Смерть не раскрывает свои тайны. У нас нет ни малейшего знания, что “по ту сторону”. С точки зрения психологии и философии мы можем сколь угодно близко подойти к границе, можем исследовать отношение живых к “великой неизвестности”, но ограничения крайне существенны.
Самый сильный страх неизвестности – это страх смерти. Потому люди придумывают сказки, утешающие их.

9. Как говорилось выше, иррациональность инкорпорирована в мышление практически каждого человека.

10. Мне не известны “проявления религий”, видимо, вопрос о “проявлениях” культов – зданиях церквей/мечетей/синагог/храмов, книгах религиозной проблематики и т.п. Почему они вдруг должны исчезнуть? В качестве мысленного эксперимента, а какие еще будут изменения? Если никаких, то человечество это переживет спокойно. Включая православных журналистов. Решат, что такова “воля Божья” 🙂

11. Зло – этическая абстракция. Как и добро. Подобно плюсу и минусу на шкале. Мы выбрали так, можно было выбрать иначе, начертить иную шкалу. К православию (или христианству в целом) зло и добро имеют косвенное отношение.

12. Если есть нужда, она и заставляет человека делать неприятные вещи. Если человек не делает, значит нужды нет.
Помощь ближним заложена в биологической природе человека, стадного животного.

13. Какое отношение имеет совесть к религиозным проявлениям? Религии используют существование совести, но совесть у человека появилась под влиянием социальной эволюции, а не в момент обрезания или погружения в купель.

14. Любое свершение человека довольно скромно относительно свершений гениев прошлого. То, что совершают сами гении, оценить можно только спустя многие годы, когда тщеславие притупляется или рассыпается могильным прахом.
У гениев тщеславия не так много, как у нас, обычных людей. Относительно их заслуг.

15. Вера во что угодно говорит об отключении способности мыслить. Кратко- или долго-срочной. Потребность в чудесах – возврат к примитивным механизмам мышления, как в пункте #1 про страх. Периодически каждый из нас надеется подменить желаемым – наиболее вероятное. И если желаемое может свершиться, оно иногда случается. И в том нет ни малейшего чуда.

Я понимаю, что верующий человек пытается нащупать почву под ногами, дабы уподобиться рациональным людям вокруг себя, подводя некие логические и научные обоснования под свое мировоззрение (аналогично и с атеистом среди верующих).
Увы, но подход любой церкви, как и вообще всякая идеология, не может быть достаточно гибким, чтобы адекватно реагировать на почти бесконечное многообразие вариантов, предлагаемых социумом и природой.

Церковь не может не быть жесткой, т.к. в противном случае ей не привлечь людей. Приходящие в церковь нуждаются в системе, которую они не хотят обдумывать самостоятельно, и ответственности, которую они пытаются возложить на внешние опоры. Нежелание думать свойственно каждому, не исключая атеистов, как и желание избежать ответственности. Верующие в данных вопросах ничуть не хуже неверующих.
Другое дело, что попытка найти оправдания собственному иррациональному поведению в том, что, возможно, в каких-то ситуациях и другие ведут себя иррационально, крайне непродуктивна.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.