“Трубадур”

До конца октября в Канадской опере идет опера Верди. Слушал ее на прошлой неделе.

Собственно нынешняя постановка – возвращение к старой работе довольно известного французского режиссера Шарля Рубо (и сотрудничавших с ним художников), изначально представленной в Марселе, а в 2005 г – в Торонто.


Рекламный ролик Канадской оперы

Для тех, кому ролика мало, есть ссылка на оперу в полном объеме в Ковент-Гардене (с Дмитрием Хворостовским и Хосе Кура) 🙂

Первое, что я должен отметить, что Шарль Рубо вместе с художником по костюмам Катей Дюфло и художником-постановщиком Жаном-Ноэлем Лавесвре постарался на славу тех театров, где ставил не он: мрачная сцена, большую часть времени толком ничего не видно, женские костюмы XVII века и военные мундиры на мужчинах из XIX, цыганские костюмы вообще напоминают всё, что угодно, но не цыганские, да и солдаты с ружьями, когда в опере поется о мечах, выглядят несколько по-дурацки.

Второе, хотя смотреть не на что, сходить стоит, т.к. благодаря итальянскому дирижеру Марко Гвидарини и солистам акустическая составляющая бесподобна!

В “Трубадуре” нет арий-хитов, но дирижер выжал из хора (и в меньшей мере – оркестра) фантастически чистое и воодушевленное пение, а голоса мексиканского тенора Рамона Варгаса (Манрико), канадского баритона Рассела Брауна (граф ди Луна), южноафриканской сопрано Элзы ван дер Хеевер (Леонора), баса из Большого Дмитрия Белосельского (Феррандо) и меццо из Большого же Елены Манистиной (цыганка Азучена) были дивно хороши!

Южноафриканская певица возвышалась над мелким Рамоном Варгасом, но за счет наклона сцены, его ставили так, что разница в росте не всегда бросалась в глаза 🙂

Нужно отдать должное Белосельскому – он был лучше других, несмотря на высокий уровень остальных и не особую выигрышность его партии. Вообще басы в не самой лучшей ситуации – хороших партий для них мало: Мефистофель у Гуно, Фигаро у Моцарта, Сусанин у Глинки, плюс сколько-то партий второго плана.

Если с Белосельским все было ясно, то пару дней я никак не мог решить: это Манистина так хороша или ее роль настолько выгодная?

Послушав Надю Крастеву в Венской опере (в той скромненькой постановке еще были Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Натали Дессэй и Диана Дамрау, а дирижировал – Зубин Мета), понял, что и роль хороша, и Манистина на очень высоком уровне. Чуть-чуть лишь уступает Елене Образцовой.

Либретто оперы довольно бредовое, но это именно то, что требуется: безумная основа для ярчайших страстей.

Зачем цыганка Азучена бросает в огонь своего сына вместо сына князя? Как может мать на такое пойти? Мы, вероятно, имеем дело с сумасшедшей. Или настолько хитрой особой, какой может быть только тронувшаяся разумом: сказать князю после казни соперника, что то был его брат. Никаких доказательств у нас нет – даже глупого сходства, фамильного родимого пятна или любого столь же недостоверного свидетельства, каковое в подобных ситуациях впаривают читателям и зрителям жуликоватые драматурги и сценаристы.

Смерть Азучены после казни Манрико скорее в пользу того, что это ее родной сын.

Любопытно, что в опере нет ни одного морально-положительного героя: граф ди Луна – жестокий садист, Леонора – клятвопреступница (обещала графу стать его женой, изначально зная, что не будет), Манрико настолько погружен в собственные переживания, что в голову ему не приходит простая мысль избавить собственную мать от страданий на костре (иногда палачу давали взятку, чтобы он перед сожжением задушил жертву).
И все ж в бреду есть повод для страстей. И это главное для сцены.

Еще раз подчеркну, что голоса великолепны. Рекомендую!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.