Психология капитализма

В уже многократно упоминавшейся книге Даниэля Канемана “Быстрое и медленное мышление” есть глава с таким же названием, как у данной заметки.

Психолог указывает на такие особенности мышления, как склонность к оптимизму, ошибки планирования, недостаток критичности и прочие проявления иррациональности, способствующие сохранению духа предпринимательства в обществе.

Итак, пойдем по порядку. Когда владельцев новых бизнесов спрашивают, какова вероятность того, что аналогичный бизнес выживет в течение первого года-пяти, они выдают здорово завышенную – относительно верной, – оценку. Но шансы своего собственного бизнеса они оценивают еще выше. Если бы не такой безмерный оптимизм, новые фирмы открывались бы заметно реже.

Ошибка планирования сводится к тому, что положительные результаты преувеличиваются, а негативные преуменьшаются – оба как по величине, так и по вероятности. Очень похоже на склонность к оптимизму, но все же отличное свойство нашей психики.

Говоря о своем бизнесе почти все ожидают масимально благоприятного развития событий. Рассматривать невыгодные сценарии мало кому хочется, потому они всегда застают врасплох.

В той же книге, но другой главе Канеман описывает еще один шаблон мышления (four-fold pattern), который, как мне кажется, тоже влияет на бизнесменов.
Люди в общем случае предпочитают избегать потерь (loss aversion), т.е. если человеку предложить 91% вероятности выиграть 1000$ или 890$ без условий, абсолютное большинство выберет гарантированные 890$. Поскольку люди не хотят расстраиваться в тех 9% случаев, когда они ничего не получат (так объясняет Канеман, на самом деле – как я предполагаю, – люди видят не вероятность, но всего два равновероятных варианта – получить 1000$ и получить 0$, т.е. с точки зрения теории вероятностей сравнивают 500$ и 890$, тогда как математика ожидает увидеть сравнение 910$ и 890$).

Однако в случае редких, но обладающих огромным воздействием событий люди ведут себя иначе – они переоценивают вероятность.
Потому люди играют в лотереи и покупают страховки: выигрыш маловероятен, но он так велик, так заманчив, что человек покупает билетик.
Риск больших потерь, представляемый продавцами страховок, пугает настолько сильно, что люди принимают столь же экономически нецелесообразное решение, как и у киоска с лотереей.

Я ни в коем случае не призываю отказываться от страховок. С абстрактной точки зрения общие суммы выплаченные страховым компаниям должны быть ниже, чем общие выплаты страховых компаний застрахованным (при наступлении страхового случая) – на расходы самых страховых компаний и прибыль, которую они приносят владельцам. Другое дело, что в настоящее время страховые компании получают в качестве страховых премий меньшую сумму, чем выплачивают (во всяком случае в Онтарио в автостраховках; компании же выкручиваются за счет отдачи от инвестирования полученных средств).

Вероятность превратить крохотный ресторанчик в “МакДональдс” или “KFC”, или захудалую кафешку – в сеть “Starbucks” ничтожна, но представлять себя владельцем огромной империи ничуть не менее приятно, чем выигравшим в лотерею 🙂

За пределами внимания психолога остались несколько важных факторов. Желание стать первым. Если в большой корпорации занять высокое положение крайне сложно, то в собственной фирме ты сразу на коне. Мы не говорим о выборе между ролью первого парня на деревне и второго в городе, но между первым парнем на самом захудалом хуторе и сто-тысяч каким-то парнем в городе. Первый привлекает больше внимания, чем второй. За этим стоят мощные эволюционные силы, глубоко лежащие в нашем сознании.

Создание бизнеса в каком-то проценте случаев оказывается еще и творческой реализацией. Вполне в соответствии с “пирамидой Маслоу”. В рамках существующей структуры реализоваться сложнее.

Влияние оказывает и социо-культурные нормы: высокая или низкая привлекательность капитализма в глазах окружающих его людей, будет влиять на то, рискнет-ли человек попробовать.

Влияет и госрегулирование: если легко получить ссуду, а потом без проблем “уйти” в банкротство, то больше людей будут обращаться за ссудами и декларировать банкротство. В “Coming apart” Мюррей приводит график зависимости числа банкротств от изменения в соответствующем законодательстве.

В политически-несвободных обществах предпринимательство может быть единственно доступной сферой, где личные достижения не слишком сильно контролируются чиновниками, как например, в Сингапуре.

Психология капитализма – это психология индивидуума, его свободы, его желания творить, созидать, отличаться от остальных, т.е. проявление глубоких, исконных качеств человека (в том числе как примата и даже млекопитающего). Потому другие общественные системы относительно медленнее развиваются и быстрее разваливаются.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s