Культура и депрессия

Я уже писал о книге Чарльза Мюррея (Charles Murray) Coming Apart: The State of White America, 1960-2010. Но тогда я скомпилировал материалы из рецензий и отрывков, сейчас, прочитав книгу, я хочу сконцентрироваться на одном аспекте.
Книга совершенно замечательная, как все работы Мюррея, полная серьезного анализа огромного количества материалов. Владеющим английским я бы настоятельно рекомендовал. Для остальных я днями выложу в отдельном заметке все таблицы и графики из книги.

Помимо понравившегося рецензентам создания воображаемых городов Беллвиль и Фиштаун, в первом из которых живут только люди с высшим образованием, а во втором только те, кто в лучшем случае закончил школу, Мюррей написал о более серьезных вещах, на коих рецензенты внимание заострять не стали.

Исследователь показал, что в США сформировались два новых класса: “новые бедные” и “новые богатые”. Эти классы расходятся все дальше и дальше друг от друга, их культуры имеют все меньше общего, они не живут рядом, вообще в жизни почти не пересекаются. Чарльз Мюррей демонстрирует настоящую дивергенцию, полнейшее эволюционное расхождение групп.

Американское общество создавалось, имея несколько важнейших ценностей: семья, религия, трудолюбие, честность, помощь ближнему. И если проследить за ситуацией с этими ценностями, то с 1960 по 2010 год мы увидим принципиально разное истолкование упомянутых ценностей нижними 30 и верхними 20 процентами белых американцев.

За исключением большей секуляризации, чем 50 лет назад, образованные и богатые придерживаются тех же ценностей, что и отцы-основатели страны. Они ценят семью и держатся за нее. Они трудолюбивы и много работают. Они помогают ближним и ожидают помощи от незнакомцев. Они честны и не совершают преступлений.

Совсем не та картина у пролов. Степень секуляризации у бедняков еще выше, хотя у тех, кто продолжает ходить в церковь, повысилась доля излишне ретивых, т.е. фундаменталистов.
Семья у белых бедняков разваливается: более половины детей рождается у матерей одиночек. Всё больше мужчин не желают обеспечивать даже самих себя, т.е. живут на пособие, случайные подработки или за счет родни и любовниц.
Развал семьи приводит к тому, что дети не желают учиться и не способны нормально работать.
За 50 лет доля арестованных за преступления выросла в 4 раза, соответственно доля заключенных.
Люди не желают помогать ближним и не верят в честность других людей.
За последние десятилетия количество часов, которые работает средний мужчина в данной категории резко сократилось, зато выросло количество времени, потраченного на ТВ и прочие развлечения.

По сути сформировались две, все более расходящиеся культуры. Чтобы показать своим читателям, к какой культуре они принадлежат, автор предлагает тест, в коем, в числе прочего, спрашивается о потреблении американского пива, некоторых телесериалах, воинских отличиях, рыбалке, некоторых сетях дешевых ресторанов и магазинов.
С магазинами, ресторанами и пивом всё понятно, любопытно было узнать, что рыбалка и знание воинских отличий и вообще служба в армии сейчас касаются почти исключительно необразованной публики. Хотя любители рыбалки среди бывших советских людей обычно театром или классической музыкой не интересуются, людей с высшим образованием среди них хватает, т.е. культурная дивергенция зашла не так далеко. Во всяком случае в поколениях 35-60-летних.

Вот здесь я заканчиваю с книгой Мюррея и перехожу к спекуляциям.

Как мне кажется, картина, нарисованная социологом отражает резкий упадок энергии у “новых бедняков” (по аналогии с “нуворишем” можно сказать – nouveaux pauvres, – но “нувоповр” не звучит): нет сил работать и учиться, требуется восстанавливать энергию после малейших усилий – развлекаясь, неспособность жить в семье, желание побыстрее оказаться на гособеспечении – хоть на социалке, хоть в тюрьме. Можно воспользоваться термином Льва Николаевича Гумилева – низкая пассионарность. А можно остаться в рамках науки и сказать о депрессии. Именно ее признаки мы видим: низкую ценность себя и других, отсутствие воли действовать, неспособность на долгие усилия.

Влияние депрессии – особенно атипичной и слабо-выраженной, – на культуру, как думается, весьма велико, но остается за радаром социологов и культурологов.
Возможно, в скором времени кто-то проведет такое исследование.

Если на Западе о распространенности депрессии сейчас говорит потребление прозака, то в недавнем прошлом можно было указать на выпивку или посещение психотерапевтов. В России, кроме водки, в которой традиционно пытались утопить беды, есть еще такой косвенный указатель, как обилие психосоматических диагнозов. Безусловно, не все, обращающиеся к психоаналитикам или демонстрирующие то или иное связанное с психосоматикой заболевание, страдают от депрессии.
Однако если буквально трактовать депрессию, как подавленное, т.е. сниженное настроение, низкий (“придавленный“) уровень “жизненной энергии” и безволие, то мы от 10% населения, страдающих клинической депрессией, придем к куда большему числу… Возможно, к тем самым 30% “новых бедняков”, о которых пишет американский социолог.

Я не стану делать громких заявлений о том, что каждому безработному нужно прописывать прозак. Но мне кажется, что польза от такого назначения была бы.

Безусловно, проблемы культуры нельзя решить с помощью фармакологии. Тем не менее понимание влияния различных факторов на выбор той или иной модели поведения и культуры может помочь разобраться в том, как вытащить из болота значительную часть общества. А то, что “новые бедняки” явно тонут, Мюррей показал очень четко. Хотя как настоящий исследователь, он не спекулировал о том, что тонущие могут погубить общество в целом.

В конце XIX – начале XX веков были популярны рассуждения о декаденстве, упадничестве. Судить о том, насколько декаденты были близки нынешним депрессивным слоям, не способным на учебу и работу, я не берусь. Декадентские причитания и завывания были выжжены огнем идеологических противостояний. Надеюсь, что XXI век не будет повторять революции войны XX.
Однако опасность классового противостояния возрастает, когда классы отличаются еще и культурой. Потому хотелось бы не раздувать, а заливать пожар. Для всеобщего блага.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

5 Responses to Культура и депрессия

  1. Pingback: Счастье и ТВ | khvostik

  2. Pingback: Рожденные неравными | khvostik

  3. Pingback: Книгоучет | khvostik

  4. Maximus says:

    В этой книге нет самого главного, что трудно измерить – степень экспансии государства во все сферы и его эксплуатации (в немарксистком смысле) людей. Государство обложило обычного человека повсюду. Был резко повышен порог входа в разные сферы за счёт множественных поборов и очень жестких регуляций. Я не удивлён печальному состоянию “белой” демографии в развитых обществах. Либо саночки (big government), либо ехать. Все интеллигенцией быть не могут, сама экономика это не позволяет.

    Like

    • khvostik says:

      Мюррей опирался на собранные не им факты, потому к нему и его работе претензий нет, но я целиком и полностью согласен с Вами по поводу усиления контроля правительства над профессиональной деятельностью людей и вообще всяких подзаконных актов – всё это деструктивно в и в кратко-, и в долго-срочной перспективе

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.