Об эзотерике

Интерес к эзотерике в значительной мере определяется магической составляющей человеческого мышления. Наверняка, у каждого есть знакомые, ищущие тайных знаний, читающие соответствующие книги, может быть посещающие курсы; скорее всего среди таких знакомых преобладают женщины. Может показаться, что эзотерика больше привлекает женщин отсутствием логики. Предположение это ошибочно как отрицанием логики у женщин, так и в эзотерике. Эзотерика вполне логична. Несмотря на сильнейшее отличие от науки.

Различие в аксиомах – том, что нужно принять на веру, прежде чем использовать систему. Наука тоже держится на аксиомах (отличных от эзотерических или религиозных), а эзотерика и религия являют собой стройные логические конструкции.

Нижеследующие наблюдения не претендуют на научность, но являются скромной попыткой разобраться.

В субботу с утра я имел долгую беседу с буддийским монахом. В большей мере это был его монолог, а не диалог, но тем не менее тему обсуждения задал я. Не только исходя из недавнего разговора, но и на основе какого-то количества прочитанных эзотерических и религиозных текстов (не так много – где-то всего около сотни), попытаюсь объяснить главную (философскую ?)проблему эзотерики.
Всё дело в материале доказательств.

В научном эксперименте мы имеем известные и измеряемые условия, которые можно воспроизвести, и результаты, которые можно интерпретировать и предсказать. В религиозном опыте условия невоспроизводимы, а результатам нужно верить без возможности проверить. Если принимаешь чужие чувства и ощущения, то дальше логика выстраивает систему. Вопрос именно в этом принятии.

Как я могу согласиться с тем, что якобы испытал другой человек, если я не могу испытать тоже самое (как минимум в течение нескольких лет занятий)?

Первое, что работает на учителей и пастырей, неудовлетворенность пришедшего к ним теми ответами, кои он получил раньше (в школе, институте, из книг). Жаждущий нового знания назовет знанием всё, что угодно.

Второе, моральные достоинства учителя должны убедить ученика в правоте учения. Чем порядочнее гуру (для своих последователей, как минимум), тем легче приравнять этическую безупречность к интеллектуальной правоте.

Представьте себе “святого” – беспредельно доброго, помогающего всем, утешающего, бескорыстного человека. И когда такой человек говорит, что “видел” ангелов или “вспомнил” свои прошлые жизни, возражение превращается в оскорбление, еще не успев сорваться с губ. Мы подавляем несогласие в самом себе, не допускаем его в сознание.

Потому духовным учителям приходится или быть, или притворяться этически-совершенными. Сомнение в моральной незамаранности разрушает любую тайную доктрину. Впрочем может поколебать и любую земную церковь.

Третье, знания наставников заметно выше среднего, они (всякие гуру) подают только те сведения, которые им выгодны, обзора противоречащих данных не предполагается.

Четвертое, есть у человека склонность к проведению параллелей и выхватыванию того, что он узнал. Например, в книге Канемана в субботу утром услышал (я слушаю аудиокнигу в машине) про 40% ошибочных решений, принимаемых врачами (сравнительно с идеальным алгоритмом), а через полтора часа буддийский монах говорит мне о точности понимания врачей в 60%. У меня в голове звенит звоночек: подумать только, если мастер в данном пункте совпал с научными знаниями, наверное, он и в остальном совпадает. Может быть, действительно, наука еще не до всего, известного буддистам (христианским богословам, каббалистам, эзотерикам и т.д.) дошла?

Большое количество ошибочных пророчеств и глупых объяснений протекают мимо, не оставляя в сознании и тени, а любое случайное совпадение вызывает взрыв эмоционального принятия.

Пятое, эзотерические (и прочие религиозные) практики способствуют глубокому самокопанию. Становящиеся духовными учителями обычно в плане самопознания заходят гораздо дальше, чем значительная часть профессоров философии или психологии, не говоря уж о нас, дюжих людях.
Лучше разобравшийся в себе человек вызывает уважение и желание довериться у того, кто пока не так хорошо себя понимает.

Шестое, помимо поиска знаний к эзотерике приводят и болезни. Физическая боль заставляет не только рефлексировать, но и алкать чуда, т.е. ослабляет аналитическую часть сознания и усиливает магическую. Примерно тоже самое и с душевной болью (после потери близкого, развода и т.д.).

Седьмое, интеллектуальная леность свойственна практически всем, а тут предлагают не самому мучительно медленно искать ответы, но воспользоваться найденными.
Плюс созданная на основании многовековых традиций концепция будет более устойчивой и красивой, чем то, что можно создать ни на каких учениях не базируясь.

Восьмое, эзотерика – в отличие от традиционных религий, – предлагает потешить чувство исключительности. Жажда быть “не таким, как все” – от комплекса неполноценности. А тут можно не только получить поддержку группы и снять с себя ответственность, как и в любой конфессии, но и любоваться собственной “оригинальностью”.

Девятое, у многих людей не полностью атрофировался “орган метафизического чувства” – потребость понять, кто и что он, зачем он, куда и откуда. Предлагать как лекарство – Шопенгауэра сложнее, чем предлагать пюре из библейских или буддийских истин и притч. Во всяком случае массам легче переварить последнее, а не первое.

Эзотерики предлагают “смысл жизни”. И люди покупаются на это из-за предрасположенности к рационализации – поиску якобы логичных объяснений происшедшего. Причем “смысл” предлагается без объяснений и деталей, мол, я понял, будешь следовать мне, тоже поймешь. И, действительно, через какое-то время человеку начинает казаться, что смысл найден. Вот только обсуждать его ни с кем нельзя, т.к. сразу выявится абсурдность и хлипкость, нелогичность и мелкость. Потому приходится играть в те же игры, что раньше играл наставник, мол, много понял, но делиться с невеждами и профанами не могу.

Точно также отвечают на вопрос “зачем я живу?”. Ученик родился, чтобы следовать учителю – вот и весь сказ. Раб родился, чтобы прислуживать господину, а мышка, чтобы быть съеденой кошкой и т.д. и т.п.

Возникает искушение назвать эзотерику – философией для бедных (“чайников”, “dummies” и т.д.). Однако ее значение много шире – стимулировать хоть какую-то работу по самопознанию во все менее и менее заинтересованном в духовной работе мире.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.