“Брурия”

Израильский фильм Авраама Кушнира я взял в городской библиотеке (на иврите с английскими субтитрами), но как выяснилось позже, можно было найти и с русскими субтитрами.
Можно посмотреть трейлер, но он на иврите без английских субтитров, засим вставлять в заметку не буду.

Разговор о фильме приходится начать с истории из Талмуда. Одна из упоминаемых в еврейской традиции женщин по имени Брурия была дочерью известного раввина, казненного римлянами, и женой другого известного раввина Меира. Талмудическая история сводится к тому, что реббе Меир решил доказать, что несмотря на обширные знания его жены, ее вера не слишком сильна. Для этого он уговорил своего ученика соблазнить ее. В конце концов это удалось. И дальше по одной версии Брурия повесилась от стыда, а по другой бежала в вавилонские пределы (куда еще деваться блуднице?).

Фильм о современной женщине из ультра-ортодоксальной семьи в Иерусалиме, чей отец написал вызвавший осуждение других раввинов религиозный трактат об этой самой Брурии из Талмуда. Осуждение книги закончилось сожжением всех ее экземпляров. И вот в течение многих лет Брурия пытается найти хотя бы один сохранившийся экземпляр книги… В поисках ей помогает Александр Демидов из “Гешера” – зачем нужен “русский” персонаж, я так и не понял, – но заодно он и является потенциальным любовником, поскольку Брурия XX века в какой-то мере должна повторить путь тезки из II века.

В создании сценария принимали участие как минимум двое ортодоксальных иудеев, т.е. знакомство с историей и талмудической дискуссией по данному поводу у авторов приличное.
Представьте себе обсуждение того, что может испытывать муж, заставляющий проверить крепость веры собственной жены путем измены… Представили? Отлично, а теперь самое сложное – каким образом это доказывает, что вера женщины менее крепка, чем мужская?
Самый простой аргумент: если мы проверяем, что вера А крепче, чем вера Б, то мы должны поставить их в одинаковые условия. Если соблазняем жену, то давайте и мужа попробуем соблазнить, и посмотрим, кто уступит быстрее. Увы, но в талмудические головы это не приходит.

В истории есть еще один интересный момент: почему рабби Меир не решился на казнь жены? По еврейскому закону прелюбодеяние должно караться смертью. Если неженатого ученика, грешившего с разрешения учителя, можно обвинить максимум в любодеянии, то у Брурии нет никаких оправданий…
Вообще как любая религиозная дискуссия имеет жесткие ограничения, так не является исключением и эта. Почему-то согласие ученика на грех не доказывает слабость его веры, а вот для женщины условия совсем иные.

В фильмах про ультра-ортодоксальных иудеев достаточно часто встречается мотив женской тяги к учению, натыкающейся на противодействие среды. Дело в том, что иудаизм в своем наиболее махровом изводе одержим культом начетничества – заучивания трактатов, цитатами, мнениями и ссылками на авторитеты. И этот культ превозносит учение до небес. Причем девочки тоже понимают важность учебы – им внушают о ценности особо “ученого” мужа.

И сверх-ценность учения сталкивается с религиозным запретом на “голос женщины”, т.е. возможностью участвовать в публичных диспутах или читать проповеди, т.к. звук женского голоса может увлечь мужчин от Торы в совсем иную сторону. Конфликт этот сильный и пока не находящий разрешения в ортодоксальной среде.

Большинство культур строже наказывают измену жены, чем измену мужа. Причина очевидна. В истории Брурии можно найти не только очевидную физиологическую подоплеку (если к жене не прикасаться в месяц по 10 дней подряд, то сложно быть уверенным в “выключенности” ее либидо) и страх патриархального общества перед воспитанием бастардов, мы имеем явную невротичность мужа (мазохизм, комплекс вины, попытку гиперкомпенсировать комплекс неполноценности и т.д.), эдипов комплекс ученика (жена учителя – суррогат матери) и интеллектуальную слепоту всех обсуждавших раввинов.

Хорошая игра актеров, достаточно динамичный сюжет (кое-что очевидно и прозрачно, но это же не детектив, а психологическая драма). Хоть немного владеющим вопросом рекомендую посмотреть.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.