“Мордокнига”, aka Facebook

В связи с объявлением о первичном публичном размещении акций компании, практически каждое издание англоязычноного мира отметилось хоть одной статьей о “Фейсбуке” и Марке Цукерберге.
С экономической точки зрения все говорили примерно одно и то же: компания с продажами в 3 млрд и прибылью в 1 млрд не может стоить 100 млрд. И дальше долго разбирали, почему же она все-таки “стоит”.

Как отмечают исследователи, социальная сеть является одним из главных отвлекающих факторов для работников, но после короткой эйфории большинство пользователей начинают понимать, что время, проведенное на “Фейсбуке”, просто убито.

Тем не менее народ общается. И все верят, что скоро 600 млн пользователей сети превратятся в 1 млрд. Дикое количество людей предполагает огромный рынок адресной рекламы. Это, мол, объясняет такую высокую оценку бизнеса.

На мой взгляд уровень общения в “Фейсбуке” – самый низкий среди всего того, что я наблюдал в интернете. Даже самый тупой форум для “блондинок” (Гламур-ру) дал бы фору большинству сообщений и обсуждений на “Фейсбуке”. Однако задумаемся, где “Гламур-ру” и где детище Цукерберга?! И почему ВПС пару раз в день заглядывает на второй сайт, а не на первый?

Как и, наверное, многие, я задумывался о том, что было бы, если бы подобная идея в 2003 г пришла мне. Или Васе, Пете, Косте, Вадиму. Ведь личные странички людей уже были, сайты для размещения фотографий тоже (Picasa создана в 2002), форумы были и во времена FidoNet – объединить все три известных компонента не так сложно. Во всяком случае запредельного воображения и креативности гения не требуется.

И вот тут приходится признать, что у Вани, Тани, Хосе, Ху, Кима или Ганса ничего и близкого к нынешнему многомиллиардному монстру не родилось бы.

Как я выяснил еще в студенческие годы, подрабатывая массажистом, самое важное в бизнесе – привлечь клиентов.

Цукерберг создал сеть для студентов Гарварда, куда  постепенно принимались учащиеся других престижных университетов. Для целевой аудитории это была такая приманка, с которой не может сравниться ничто. Студенты менее “крутых” учебных заведений долгое время исходили слюной, пока и им не дали доступ.

Захват американской студенческой аудитории обеспечил большое количество фанатичных поклонников, причем число растущее.

Думается, что старт бизнеса в одном из самых престижных университетов мира был одной из двух главных составляющих успеха.

Второй составляющей была кнопка “Like”. Исходная идея была в том, чтобы оценить популярность людей. По сути их сексуальную привлекательность. Во вторую очередь – социальную привлекательность. Но дело оказалось много глубже.

В транзакционной психологии Эрика Берна есть концепция “поглаживаний” – положительно оцениваемых социальных взаимодействий, коими обмениваются люди. Представьте, что Вы с кем-то здороваетесь каждое утро, а он – не будучи большим начальником! – не отвечает. Насколько Вас хватит? Раза на три, ну, на пять, а дальше просто перестанете.
Ну, или некто не объявляется только тогда, когда ему нужна помощь, причем сам на просьбы помочь не откликается. Поможете ему несколько раз, уедитесь, что он неблагодарная скотина, и в дальнейшем будете избегать, так?

Виртуальное общение предполагает свой этикет, свои “поглаживания”. На форумах это часто объединение нескольких людей со сходной позицией, которые защищают друг друга или вместе нападают, причем смена позиции и лагеря воспринимаются как предательство.
В “Живом журнале” это необходимость комментировать сообщения тех, кто комментирует твои сообщения. Самое простое “поглаживание” – “+1” (с вариантами – “плюспяцот”, “тыщастомильонов” и т.д.).

“Фейсбук” предлагает максимально простой вариант – в один клик. Вышеупомянутое “+1” – это минимум 4 клика: “добавить”, “+”, “1”, “опубликовать”.
Причем для “Like” включать мозги не нужно вообще: объявление о помолвке, разводе, смерти родственника, болезни, рождении ребенка, отпуске, продвижении по службе или увольнении требуют одного и того же действия.
“Like” стал универсальным символом того, что Вы понимаете и поддерживаете чувства автора. Что бы, о чем бы и как бы он ни написал.

Естественно, сей примитивный вариант коммуникации не единственный: пользователи размещают фотографии, делятся новостями, комментируют сообщения друг друга, но упрощенный подход все же доминирует.
Потому “Фейсбук” стал местом распространения чужих шуток и афоризмов, старых лживых, но трогательных историй и прочих вариантов демонстрации своей глупой ипостаси.

Дурак живет в каждом из нас, потому аудитория для подобного общения будет всегда.

Финансовый успех компании определяется тем, что инвесторы полагают, что собранная о пользователях информация поможет продавать рекламу более эффективно.
Подозреваю, что их ждет неприятное разочарование – системы сбора маркетинговой информации, начисляющие “очки” при покупках (всевозможные аналоги AirMiles, EuroBonus, Aeroplan, Aeroflot Bonus, LoyaltyOne и т.д.) не могут похвастаться особыми успехами.
А информация, которую могут собрать на “Фейсбуке” для использования в Data Warehouse (повеселил русский перевод – “хранилище данных” 🙂) годится скорее для баловства аспирантов (в какие дни люди чаще объявляют о разрыве отношений и т.п.) или демонстрации безграничности человеческой глупости.

Продать Агату Кристи или Дашкову заметно легче, чем Музиля или Канетти: все же глупость – гарантия коммерческого успеха.
Однако размер коммерческого успеха может отличаться от фантастических 100 млрд, в которые оценивают “Фейсбук” сейчас.

Если компания предложит нечто столь же замечательное и психологически тонкое, как в самом начале своего существования, ее дела будут хороши. А если же нет, то боюсь, что инвесторов ждут потери.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to “Мордокнига”, aka Facebook

  1. _dna says:

    Кстати, вот на этом принципе Like в один клик у меня давно крутится идея сайта пожертвований.
    Знаешь ведь, как обычно собирают деньги кому-то или на что-то.
    открывается счет в банке/пэйпэл аккаунт и пытаются рекламировать его где только можно через соц. сети/сайты. Надо идти, регистрироваться, вводить номер карты или ещё чего. Часто минимум не очень комфортный поставлен, напр. $20 или $50, а столько давать не охота.
    Но вот если сделать аппликуху, завязанную на тот же Фэйсбук к примеру в смысле ауторизации, или Гугл +
    Человек размещает призыв о сборе денег (ЖЖ, фэйсбук,сайт,блог), ставит кнопочку, и в один клик любой может перечислить например $1. Т.е. вместо раздумий-хочу ли я идти и терять время/деньги на прохождения ауторизации с неизвестным результатом, я практически не думая могу поддержать с десяток разных инициатив одним кликом.
    А даже если окажется что меня обманули с какой-то идеей–один доллар-не велика потеря.
    Хочешь пять-десять долларов—кликни столько же раз. Ввод/Вывод денег на счёт тоже должен быть лёгким. Только вот из этого следует что надо какой-то банк под это создавать 🙂

    Like

    • khvostik says:

      идея хорошая, но нужно узнать сколько стоит апликация и транзакция?

      я вот смотрю, что заказ билетов по интернету в Канаде обходится минимум в 2$ дополнительно за “услугу”. видимо, это не сам продавец билетов берет эти деньги, а тот, кто написал и поддерживает + делится с Визой, ПейПалом и т.д.

      Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.