“Ромео и Джульетта”, или Как продудеть мировую премьеру

Можно подумать, что Торонто входит в число балетных столиц: в июне была совместная с англичанами постановка “Алисы в стране чудес, солист Национального балета Канады приглашается в числе пяти лучших мировых танцовщиков в Большой, в ноябре прошла мировая премьера балета Прокофьева в хореографии самого восстребованного балетмейстера в мире Алексея Ратманского. Увы, это только оболочка. Чтобы приблизиться к балетным столицам второго ряда, типа Штутгарта или Гамбурга, не замахиваясь на уровень Питера, Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Милана, Вены и Берлина, канадцам нужно полностью обновить танцовщиков и балерин.

Однако по порядку. Почти две недели назад, 22 ноября я ходил на выступление “первого” состава – Гийом Коте и Елена Лобсанова (именно они на всех фотографиях). Новый балет Ратманского – это событие мирового масштаба, на которое специально приезжают балетные критики.

Поскольку Национальный балет Канады работает по странным принципам профсоюзной организации, то в главных ролях нужно дать выступить всем солистам. Потому в разные дни танцевали пять главных пар. И все же Лобсанову выбрал Ратманский, что заставило тут же продвинуть ее в First Soloist (примы называются – Principal dancer).
А первенство Коте никем не оспаривается, хотя на мой вкус в труппе есть более способные танцовщики (но не такие смазливые).

В отличие от версий Леонида Лавровского, Кеннета МакМиллана, Джона Кранко, Рудольфа Нуриева, Юрия Григоровича новейшая хореография целиком сконцентрирована на психологической достоверности.

Безусловно, балет – искусство условности, придуманности, нарочитости, ибо лишен слов. Движение должно сказать обо всем. Что практически невозможно.
Особенно в таком сложном произведении, как драма Шекспира.

Хотя мотивов Ратманского я не знаю, но рискну предположить, что его отказ от классического балетного языка в пользу более современной, не-ортодоксальной версии объясняется скорее желанием точнее передать душевные движения, чем слабостью подготовки канадских танцовщиков.

В пьесе на балу Тибальд узнает Ромео по голосу, Ратманский решил эту проблему срыванием маски. В других моментах хореограф тоже был глубок: например, Меркуцио стал шутом, трикстером, убийство такого персонажа, как и убийство юродивого, жуткий грех, с таким грехом на душе не выжить.
Понимание психологии и идейного посыла автора продемонстрировал и художник Ричард Хадсон: в том, что Монтекки костюмами не отличаются от Капулетти, заложен глубокий смысл – люди одинаковы, различия искусственны, нет у одних ни малейшей причины убивать вторых.
Вообще совместная работа лучшего хореографа мира и одного из лучших театральных художников – большая удача руководства Национального балета!


Рекламный трейлер

Если честно, то Лобсанова была неплоха, но меня не впечатлика, как и Коте, а вот Пиотр Станцык (Меркуцио) и Юрий Елинек (Тибальд) понравились с технической точки зрения гораздо больше – и движения у них были точнее, и прыжки выше, и помарок меньше.
Лобсанова, кстати, на премьерном спектакле упала.

Кордебалет и солисты второго ряда танцевали неплохо, но от них ничего сложного, благодаря грамотной работе хореографа, и не требовалось.

Шокирующе плохой была игра оркестра. Похоже финансы закончились на приглашении Ратманского и Хадсона, на хорошего дирижера денег не осталось и музыкальное руководство досталось Дэвиду Брискину, не достаточно талантливому, чтобы держать оркестр в руках. Особенно при исполнении сложной музыки Прокофьева.
В результате духовые мешали восприятию как могли, да и струнные порой ошибались.

По ходу действия пришло несколько соображений. В основном о шекспировском шедевре.

Любовь выхватывает из обыденности. Потому то, что вырывает из привычной среды, стимулирует влюбленность.

Любовь должна быть бесстыдной и целомудренной одновременно.

Балет в XXI веке полагается захватывающим зрелищем, обязанным приковывать внимание зрителей. Что означает наращивание психологического драматизма при упрощающейся хореографии.

Любовь это всегда смерть. Как минимум “я” обоих.

И в грозовых раскатах музыки можно услышать предвосхищение любви. Но не саму любовь.
……….

Очень хотелось бы увидеть балет с хорошими, техничными солистами и с чисто играющим оркестром: чтобы полностью насладиться необычной для балета работой художника и потрясающе-психологичной хореографией.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.