“Милосердие Тита”

Вчера, как и прошлым летом, слушал “Милосердие Тита“, только не в студенческом, а качественном исполнении в “Опера-Ателье. Интересно, что предыдущая опера, на коей был, Волшебная флейта – написана Амадеем в том же году, что и “La Clemenza di Tito” 🙂

В какой-то мере “звездный” состав напоминал трехлетней давности постановку Идоменея – сопрано Миша Бругергосман, мужское сопрано Майкл Маниачи, но был усилен еще несколькими солистами, включая хорватского тенора Кресимира Шпицера.

Чтобы Вы немного настроились, давайте сразу же начнем с прекрасной музыки Моцарта:


Увертюра из фильма 1980 г – Венский Филармонический под управлением Ливайна


69 год нашей эры – “год четырех императоров”, – когда за один год сменились Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан. Каждого возносили восставшие легионы. Чтобы другие легионы свергли. Разница была лишь в том, сам себя убивал император или ему активно помогали.

79 год. Веспасиан умирает, трон достается соправителю и старшему сыну (и разрушителю Иерусалима) Титу. Теперь последнему нужно определиться с женой. Поскольку Тита не слишком любили в народе, Беренику из рода Ирода Агриппы брать в жены было нельзя, нужно было искать другую жену.

И вот здесь начинается опера: Вителлия (вопреки историческим свидетельствам о выдаче ее замуж Веспасианом) воображает, что имеет права на трон отца и злится на Тита, который не берет ее в жены. Для чего подговаривает влюбленного в нее Секста (вместо кастрата пел мужское сопрано Маниачи) убить Тита. Заговор относительно удается, но вместо Тита убивают двойника, всё раскрывается, Секста приговаривают к казни, тут не выдерживает Вителлия, уже объявленная невестой императора, и признается в своей роли. Но добрый Тит всех прощает.

Доротея Рошманн (Вителлия) и Веселина Касарова (Секст)

Нельзя не сказать о том, что Вителлий был редкостным уродом, который казнил много даже по тем, жестоким временам: он мог казнить за приветствие, не говоря уж о тех, кого знал до восшествия на престол.
Вителлия в “Опера-Ателье” подчеркивает взбалмошенность, наглость и злобность дочери своего отца.

Однако некоторые другие режиссерские решения оказались неудачными. В основном прокалывались по мелочам: например, Анний расстается с Сервилией, которую должен взять в жены Тит, но зачем-то хватает ее за задницу. Безусловно, псевдо-лесбийские мотивы (обе партии исполняли женщины по имени Мирейль 🙂) зрителям нравятся, но в данном случае они были излишни.

Роль Секста была хорошо спета, но плохо сыграна. За последние 3 года Майкл Маниачи здорово улучшил свои актерские способности, но тем не менее все еще уступал всем остальным солистам в этой плоскости.

Но голос у него всё такой же потрясающий! То есть если бы он был женщиной, был бы посредственной сопрано, но так – он уникум! Не контр-тенор как Филипп Жаруски или покойный Эрик Курмангалиев, а именно мужское сопрано, т.е. поет так же как Сюзан Грэм:

Моцарт написал потрясающе красивую музыку, но увы, “хитов” в опере нет. Ни одного.

Артисты балета из собственной студии “Опера-Ателье” танцевали на уровне 18 века, т.е. тогда лучше не требовалось. Потому никаких претензий, тем более что одели их красиво 🙂

Джеральд Гаучи создал яркие костюмы и декорации (в основном меняющиеся завесы и кулисы) в духе конца 18 века. Причем вдохновлял его в том числе двор Екатерины Великой (как он выразился “самый римский из всех”).

К серьезным историческим проколам я бы отнес только бородатый профиль Тита на картинке ниже – выходцы из римских родов такой “варварский” вид иметь не могли.

Ну, и я полагаю, что в присутствии цезаря сидеть было нельзя (не на  фото, а в других сценах).

Про бесподобные голоса я уже сказал, добавлю, что к оркестру у меня самые незначительные претензии (я могу найти пятна даже на солнце в игре Венского Филармонического, в данном случае уровень иной, но играли чистенько), а к хору той же самой барочной организации “Tafelmusik”, сотрудничающей с “Опера-Ателье” уже 25 лет, вообще никаких претензий.

“Милосердие Тита” идет до 1 мая включительно, очень рекомендую.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

1 Response to “Милосердие Тита”

  1. Pingback: “Милосердие Тита” | khvostik

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.