Бруно Вейл, “Тафельмьюзик” и Девятая Бетховена

Вчера в помещении Консерватории Бруно Вейл дирижировал оркестром и хором "Тафельмьюзик" – коллектива, в основном специализирующего на барочной музыке.

Если быть совсем точным, то короткое первое отделение было из трех небольших хоровых произведений Мендельсона, Брамса и Пярта, но никаких сомнений в том, что это было заполнение времени, у меня не было.

Итак, "Девятая" Бетховена в исполнении камерного оркестра.

Дирижирует Владимир Ашкенази

Германский дирижер Бруно Вейл много работает с "Тафельмьюзик", хотя у него есть опыт работы с Венским и Берлинским Филармоническими, Венской Оперой и т.д. На барочной сцене торонтский коллектив довольно известен, но конкурировать с симфоническими и филармоническими оркестрами он не в силах.
Уровень дирижера чувствуется, хотя силами камерного оркестра "поднять" Девятую невозможно – нехватка музыкантов слишком заметна.

Тревожная музыка первой части по какой-то странной причине вызвала у меня ассоциацию со стихотворением Сологуба:
Печаль в груди была остра,
Безумна ночь,—
И мы блуждали до утра,
Искали дочь.


Тревожные искания были намеренно подчеркнуты в интерпретации Вейля (куда больше, чем у Ашкенази).

Тревога – довольно деятельное чувство, она толкает вперед. Даже если она временами чуть ослабевает от сладких воспоминаний о том, как было. Но новая волна гонит вперед.

Вторая часть в исполнении Philharmonia Baroque

Суетливые поиски – тревога других не знает, – замедляются всё больше и больше теплыми воспоминаниями. Хочется заместить горечь реальности сладкой легкостью прошлого счастья.

Полностью избавиться от тревоги не удалось, она проходит невнятным фоном, но именно она, а не воспоминания, задает драйв. Но чем дальше, тем все меньше тревоги, все невнятнее она.

Третья часть – оркестром BBC дирижирует Илан Волков

От тревоги накапливается усталость. Воспоминания не помогают, и тогда появляется надежда. Она как наркотик, не восстанавливающий силы, но притупляющий боль.

Постепенно надежда звучит всё явственней – это уже не просто воспоминания, а надежда на счастливый конец. Почти что уверенность, что всё обойдется.

Четвертая часть – снова Ашкенази с японским оркестром

И вот когда надежда ни к чему не привела, а тревога настолько выматала, что сама исчезла, вдруг понимаешь, что нервное истощение, что все страшные картины, которые рисовал себе, это лишь – ночь, а солнце уже скоро взойдет, что небо уже обретает свои предрассветные цвета, еще не красные, а лишь менее черные, а синие, постепенно светлеющие.

И как всполох птичьих криков перед восходом, как первая ярко красная полоса на востоке – счастье, обретение искомого! Осознать радость – нелегкая задача. Ошарашенный и измученный поисками, ты не веришь своим глазам, боишься поверить!
Но словно замедлившееся время вышвыривает тебя мощной и тяжелой волной первой вокальной партии баритона (кстати, бас или низкий баритон в данном случае звучит лучше)!
И дальше собственно "Ода к радости", комментировать которую я не могу – это столь же невозможно прекрасная, сколь и необъяснимая музыка!

Если совсем честно, то дирижер выжал из "Тафельмьюзик" все возможное. Да, были ошибки, но потрясающе хороший хор и замечательные солисты (никаких достижений мирового уровня в прошлом за ними не числилось) спасли ситуацию. Ну, и гений Бетховена 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.