Венский Филармонический в Торонто

В позапрошлое воскресенье один концерт – в самом конце своего северо-американского турне – давал один из самых известных и удивительных оркестров мира – Венский Филармонический.


Венский Филармонический и Марисс Янсонс

Оркестр замечателен многим: созданный в 1842 как свободное объединение музыкантов Венской оперы, он никогда не имел музыкального руководителя, а с 1933 г даже постоянного дирижера на сезон. Гастроли по США и Канаде прошли под управлением Семена Бычкова, как до того проходили с другими дирижерами (например, с Гергиевым).

В отличие от привычных в англоязычном мире в германоязычном используются чуть отличные духовые – кларнет, фагот, труба, тромбон, валторна, гобой. В оркестре представлены четырех и пяти-струнные контрабасы. И честно скажу, что никаких различий дилетант вроде меня услышать не может. Более того, ЧЕТЫРЕ скрипки Страдивари я тоже не услышал, а они у музыкантов оркестра имеются.

Концерт попытались испортить, начав его с гимна, но ВПС при звучании гимна без повода массовому гипнозу не поддается 🙂

Собственно программа началась со Второй симфонии Шуберта:

Дирижирует Лорин Маазель

Настраивающая на оптимистичную волну романтическая музыка позволяла уноситься на волнах фантазии в той же мере что и обдумывать мелкие или "мировые" проблемы (чем я и занимался 🙂).

Оркестр показался мне великолепным, при этом я не мог понять, почему так мало женщин – всего 4, а в двух ближних к дирижеру рядах – ни одной? Если оркестр хорошо играет и без женщин, то почему бы и не оставть это так. До 1997 женщин в составе оркестрантов не было совсем: корпорация голосует, кого принимать, а кого нет, не хотели женщин – не принимали. Несправедливо? Не знаю, есть же мужские клубы и женские спортзалы – и никаких вопросов это не вызывает.

Ближе к концу симфонии я начал замечать шероховатости: не иное звучание музыкальных инструментов (я его не "просек"), а неполное соответствие гармонии.
Возможно, я не много понимаю, но мне кажется, что слишком долгая жизнь без постоянного дирижера вредит оркестру…

После перерыва Прелюдия из "Тристана и Изольды" Вагнера:

Зубин Мета и Мюнхенская опера

Грустная, упреждающая события, но в то же время мощная мелодия!
Семен Бычков неплохо справлялся с оркестром и, кажется, нравился оркестрантам. Бычков необычен тем, что достаточно давно начав карьеру на Западе, только к 60 дошел до лучших оркестров мира и постановок опер: обычно талант распознают раньше – в 30-40 лет, реже – около 50.

Бычков чуть более эмоционально интерпретировал Вагнера, чем Мета в предложенном клипе. И я не уверен, что выпускник Питерской консерватории не прав.

Дальше "халява" кончилась – оркестр взялся за Сюиту из "Чудесного мандарина" Бартока, где дисгармония перемежается с удивительно проникновенными моментами:

Берлинский Филармонический и Зубин Мета

Мало того, что отнюдь не все любят венгерского композитора, так в программу включили еще и не самое легкое его произведение. Пара знакомых высказали претензии, но я концентрировался на позитиве: в "приятные" моменты "Мандарин" напоминал музыку Шостаковича и Прокофьева тех же примерно лет.

Нет, оркестр не играл идеально, билеты были дорогими, зато я понял, что слишком строго сужу Торонтский симфонический, коли даже на "солнце есть пятна" 🙂 И никуда я не денусь к их следующим гастролям – пойду как миленький 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.