Орландо и Пьеро

Молодые торонтские коллективы – Opera Erratica и камерный оркестрик барочной музыки – в рамках проекта “Подземной оперы” слепили “Orlando/Lunaire” – любопытную смесь из “Орландо” Генделя и “Лунного Пьеро” Арнольда Шёнберга

Постер спектакля


Дорога от метро к помещению, где проходил спектакль, была “живописной” – то-ли как серия “урбанистическое запущение”, то-ли как декорация к недо-апокалиптическому фильму:

Само представление было в настолько неживописном сарае, что даже снимать его не хотелось 😦

Тем не менее мелкие неудобства не должны закрывать главное – необычный театральный эксперимент.

Рецензии в прессе разделилась: независимые издания хвалили, мэйнстрим скорее критиковал.

Орландо” – история L’amour à trois – рыцарь Орландо любит королеву Анжелику, а та – африканского принца Медоро. От любви Орландо сходит с ума (безумие и нахождение в сумасшедшем доме показаны в клипах), но в конце его исцеляет волшебник Зороастро.

Трижды семь стихов из цикла Альбера Жиро “Пьеро в лунном свете“” Шёнберга – музыкально-поэтическое произведение для сопрано и оркестра – тоже о любовном треугольнике Пьеро, Коломбины и Арлекина.

Сложность в том, что “Pierrot Lunaire” – пусть и не первое атональное произведение, но одно из принципиальных (созданное в 1912 году оно следует работам 1907-1909 гг, хотя еще не додекафоническое). Гендель же сочинял красивую, напевную, гармоничную музыку.

Цюрихская опера не имела контратенора и заменила его сопрано

Аргентинский контратенор Дамиан Рамирез – звучит совсем не так, что женщина

И такая красивая музыка (оркестрик был отнюдь не идеален – ошибок хватало, но не слишком грубые) перемежалась с вивисекцией музыки Шёнберга (тут ошибки не идентифицировать, да они и не принципиальны):

Такое впечатление, что какие бы ноты музыканты не извлекали, хуже не будет (на самом деле партии каждого инструмента периодически отнюдь не чудовищны, например, если вслушаться, можно услышать флейту, но отсутствие гармонии делает свое дело). Плюс немецкий язык добавляет свою похабнейшую, грубейшую, уродливую анти-музыкальность.

Влияние на музыку ХХ столетия “Лунный Пьеро” оказал огромное – ясен перец, что подражать такому куда проще, чем Второму фортепьянному концерту Рахманинова или Седьмой симфонии Шостаковича. Также как проще следовать абстрактным рисункам Пикассо, чем ему же в “голубом” периоде.

“Лунного Пьеро” ставили и как кабаре, есть версия в стиле “прогресивный рок” (не спрашивайте – не знаю 🙂) есть джазовая интерпретация, но ее не нашел.

Вчерашнее представление было держалось на сопрано Карле Хухтанен и контратеноре Скотте Беллузе, обладающих не только красивыми голосами (зал был слишком мал, чтобы оценить мощь), но и недюжинными драматическими способностями!


За полупрозрачным экраном, на который проектируются титры, можно различить музыкантов

Режиссер и одновременно художник-постановщик Патрик Эакин Янг нашел много интересных решений: сцена состоит из трех частей, ближайшая к зрителям отделена от средней полупрозрачным экраном, на который проектируются титры, а совсем сзади – сидят музыканты. Использование средней части тем отличалось от аналогичного (временного) оставления полу-прозрачной завесы в Канадской оперы, что титры проектировали всё время, т.е. слова ползли по самим исполнителям 🙂

Поскольку контратенор поет то за женщину, то за мужчину, он то полуобнажается, то одевает на себя “юбку” – абажур, напоминающий фижмы. В начале же пьесы на этот абажур проектировали какое-то эротическое видео. Потом продолжение или похожее видео проектировали на манекен, стоящий на сцене и очень активно использовавшийся. Вообще анимация Нины Барнет была весьма достойной, вплоть до того, что певцы стояли так, будто строчки слов вытекают изо рта 🙂


Такой костюм был у Скотта Беллуза

Работа художника по костюмам Хейди Аккерман понравилась даже критику-снобу из “Жлоб и мерин”.

Представленное очень интересное сочетание музыкальных стилей и подходов я бы оценил куда выше, если бы Шёнберга было бы в 3 раза меньше – не все 21 стиха, а только 7, а вот Генделя заметно больше – уж коли есть контратенор, сопрано и оркестрик барочной музыки, то почему бы не воспользоваться свалившимся богатством? 😉

Еще немного Генделя, чтобы вернуть гармонию в мир 🙂

Не уверен, что представление сие будет интересно широкой публике, тем не менее здесь можно купить билеты (всего по 35$) на четверг, пятницу и субботу.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.