“Крейцерова соната”

В последний день летнего фестиваля независимого театра Summerworks я смотрел пьесу по рассказу Толстого.

Наверное, самое правильное было бы включить музыку, прежде, чем Вы продолжите чтение.

Первая часть в исполнении Натана Мильштейна

Кажется, ни одно представление этого фестиваля не получило такую восторженную прессу, как моноспектакль Теда Дыкстры: от блогов до специализированных изданий, и от самой массовой газеты в Канаде до самой снобистской. Но если честно, то я ориентировался на тот же еженедельник, что и всегда. Главное – не пропустить фамилию рецензента, т.к. не со всеми мое мнение совпадает. С Джоном Капланом, например, я солидаризируюсь 🙂


Спекталь поставил – по им же адаптированной версии толстовской повести, – и исполнил Тед Дыкстра. Этот актер и режиссер отметился сотрудничеством со многими канадскими коллективами, включая Factory Theatre, Soulpepper Theatre и Стратфордский фестиваль.

Дыкстра сократил текст Льва Николаевича – вся болтология в поезде, все ненужные персонажи вычеркнуты, реплики Позднышева идут отнюдь не в том порядке, как у Толстого, но именно так, как они должны идти в спектакле.

Как и задумывал писатель, музыка сочетается с драмой (увы, третьего компонента – живописи, – не было): звучит "Крейцерова соната", потом герой начинает говорить о воздействии музыки, музыки Бетховена в особенности и Девятой сонаты для скрипки и фортепьяно в частности.

Драматизм нарастает, несмотря на резкие перепады в экспрессии исполнителя, ибо такая непредсказуемость эмоций – свидетельство болезни. Болезнь же, особенно душевная, всегда завораживает здоровых – возможностью заглянуть "за край" и порадоваться тому безопасному месту, где находишься сам, обратить внимание на собственное здоровье, обычно принимаемое за должное…

Дыкстра не пытается изобразить нескольких людей, он играет одного, но его герой выделяет реплики жены, музыканта Трухачевского… Нет абсолютно никакой нужды в других исполнителях – драма одного человека и должна вертеться вокруг него одного.

Совершенно замечательная игра, блестящая режиссура, заслуженная овация… И только одну вещь я не мог понять – смешки публики. Что смешного в реплике о тупом лакее Егоре? Я еще готов понять смешки при всяких неполиткорректных репликах, нормальных в конце 19 века, но не в начале 21 – смешки от страха, от того, что услышали запретное, такое, что не говорят, но в целом очевидно, что мы смотрим трагедию, драму, а не комедию, что уместнее слезы, а не смех…

Кстати, в данном театре (один из 5 или 6 театриков, где шли спектакли фестиваля) в воскресенье все билеты были проданы, если бы я был один, то со своим еврейским счастьем никуда бы не попал! 😦

Произведения гения отличаются от прочих тем, что в них больше смыслов, больше уровней, чем того хотел автор. Сам граф Толстой думал написать о целомудрии, о неправильности постановки полового вопроса, о глубоком разложении общественной морали.

Если мы почитаем внимательно, то поймем, что Позднышев и до брака не слишком высоко ценил секс, почитал его за нечто грязное, хоть и свойственное ему лично, как представителю мужского пола. От женщины ожидалась чистота на грани с асексуальностью. Даже естественное следствие секса – деторождение – осуждалось. Равно осуждается предохранение. Таким образом получается, что убийство произошло от неприятия пола и секса.

Ревность. Обычно разговор о "Крейцеровой сонате" сводится к ней. То есть как бы заглянул человек в душу свою и увидел бездну, и посмотрела на него бездна зелеными глазами чудовища.

Говоря Отелло о "зеленоглазом чудище", Яго не просто пугал, но извлекал из подсознания мавра страх, что последний хуже белых людей с зелеными (синими, серыми и т.д.) глазами. Вспомним о "белоглазой чуди" – светло-голубые глаза соседних племен пугали (нападали не только финоязычные племена, но и славянские друг на друга).

Зеленый – цвет жизни, расцвета, пробуждения природы, цвет плодородия, наконец.

Позднышев боится жизни, но еще более он боится женщины. Есть один извечный страх – страх мужчины перед "vagina dentata", перед тем, чтобы быть порабощенным, поглощенным, съеденным, (энергетически-) высосанным женщиной.

Почему Позднышеву проще с проститутками, почему ему нужно ощущение, что он заплатил женщине? Потому что он не доставлял женщине удовлетворения. Деньги – вполне себе суррогат оргазма.

И вот после нескольких родов в жене просыпается женщина, желающая внимания, отношений более стОящих, чем "сунул-вынул-и-пошел". Разумеется, во времена до сексуальной революции женщина не ожидала оргазма, но физиология не меняется за 100 лет – потребности тогда были теми же, что и сегодня. Даже если эти потребности были социально неприемлемы и тщательно скрывались и подавлялись.

С точки зрения уголовного права попытка убийства ничуть не лучше убийства. Аналогично с изменой жены героя: совершенно нечего делать постороннему мужчине с замужней дамой поздно вечером, пусть даже за столом, а не в постели. Понятно, к чему дело шло. Не в вечер убийства, но прелюбодеяние свершилось бы однозначно.

Давайте не будем забывать об эпиграфе повести: "А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." (Матфея V, 28) То есть грех был совершен – супругой или Трухачевским, – не суть важно. Прелюбодеяние – смертный грех, вот и расплата.

Как насчет расплаты за грехи Позднышева? Или ему по безумию всё простительно? Но ведь его безумие мнимое, оно социально приемлемо, т.е. оказывается нормальным в данном месте в данное время. Потому и оправдали.

Еще один важный момент: Толстой родился в 1828, а "Крейцерову сонату" написал в 1889, т.е. в 61 год. Я понимаю, что граф Толстой был весьма "крепкий старик", только почему-то вспоминается басня про белку пенсионного возраста и воз орехов… Не такой это страшный возраст (вон, посмотрите на Сталлоне – 64 года мужику!), дело в личных проблемах или болезнях.

Последние 150 лет идет активное изменение гендерных ролей (на Западе, каковым во времена Толстого была Россия, да и сейчас в определенной мере принадлежит). Женщина получает всё больше и больше прав и свобод, немыслимое при дедах, оказывается нормой для детей, тогда как внуки даже представить себе не могут, что когда-либо могло быть иначе.
Женщина перестает быть частью системы воспроизведения рода и человечества в целом, а тут – как выясняет герой, – она перестает быть и частью его полового аппарата, у нее возникают потребности и желания, отличные от его. Она желает творческой реализации, т.е. взбирается на вершину пирамиды Маслоу.

Безусловно, ни о чем об этом Лев Николаевич не собирался писать, но как гениальный литератор не мог не отразить "genius seculi", или, как наверное будет понятнее читающим американскую прессу, – "Zeitgeist".

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.