Брамс, Рахманинов, Стравинский и Бауш

Те, кто умеют, – делают;
Кто не умеют – учат;
Кто не умеет учить – руководят.

В прошлый четверг был на очередном концерте Летнего музыкального фестиваля, выступали дуэтом два пианиста – Джеймс Анагносон и Лесли Кинтон. Первый – декан лучшего музыкального ВУЗа Канады – Школы им. Глена Гульда при Королевской консерватории; второй там преподает.

Честно говоря, когда я заказывал билеты на фестиваль, то я больше обращал внимание на программу концертов, чем на имена исполнителей. Да и отнюдь не про всех я читал или слышал. Плюс рецензии не всегда дают верное представление о музыканте (и вообще деятеле искусства).

Подходя к зданию факультета музыки, где проходит фестиваль, увидел Андре Лапланта, чье выступление слышал во вторник, но с ним общались какие-то студенты, потому я даже спасибо за хорошую игру сказать не мог.

Итак, Брамс "Вариации на темы Гайдна для двух фортепьяно"

Марта Аргерих и Бригит Мейер (в платье с длинными рукавами) в 1986 году

Поскольку Анагносон получил магистерскую степень в Джулиарде, я ожидал нормальной игры. Увы, по количеству ляпов и ошибок дуэт декана и преподавателя заставил бы нервно курить в сторонке даже отличающегося небрежной игрой Александра Целякова (с сыном), вот только блеска Целякова, его понимания музыки, его эмоциональной выразительности не было…

Не слишком интересная вещица Брамса не наводила на какие-то мысли, не вызывала эмоций, это был результат экспериментов, штудий одного композитора работ другого. Тут сложно создать шедевр.

Но репертуар для фортепьянного дуэта отнюдь не велик, потому следующий номер программы "Сюита #2 для двух фортепьяно" Сергея Рахманинова исполнялась в том же концерте 1986 года Аргерих и Мейер:

Ошибок в исполнении было меньше, но не появилось страсти, отсюда продолжающееся разочарование. С учетом моей любви к музыке Рахманинова, я расстроился еще больше…

В последней части – Тарантеле – не хватало нервичности, возбужденности всех чувств, напряженности на грани с истерикой (но не переходящей эту грань), быстрой смены эмоций от прикрытой суетливостью скорби до еле сдерживаемой радости:

Я понимаю, что Аргерих – величайшая пианистка, с которой нельзя сравнивать толком не концертирующих преподавателей консерватории (в 2008 г. дуэт выступал в Малом зале в Питере в рамках "Недели консерваторий" – выступлений преподавателей музыкальных ВУЗов из разных стран), но нужно держать уровень фестиваля, если кто-то уже не может давать концерты, то не надо насиловать себя и слушателей!

Я хотел свалить в перерыве, но меня удержало желание увидеть "Театр танца Вупперталь", исполняющего "Весну священную". Вечер был посвящен скончавшейся год назад Пине Бауш – известному современному хореографу, создателю вышеупомянутого театра (о ней можно прочесть здесь).

Услышать ошибки в музыке Стравинского я не смог, но подозреваю, что Анагносон и Кинтон вдруг чисто не заиграли.
Я не понял, зачем было обманывать народ, писать в программке о театре, как об одном из исполнителей, если на экране было показано тоже самое, что и в ролике выше, причем качество было не лучшим! Я бы с таким же успехом мог посмотреть все это на Ютьюбе! В чем смысл похода на концерт?

Антибалетный настрой Бауш в данном случае вполне оправдан – ничего "классического" на музыку Стравинского придумать нельзя. Я пытался хоть что-то визуализировать, но быстро сдался, хотя обычно у меня получается в воображении даже лучше, чем у хореографов в реале 🙂
Не видел первой постановки Нижинского 1913 года, вызвавшей скандал и драку в театре, но Нижинский на сцене позволял себе такое, что полуголые танцовщицы из Вупперталя с их а-ля эротическими движениями кажутся невиными институтками, зашедшими на Пляс Пигаль 🙂

При всей новизне работы Бауш, при всей восторженности критиков после ее показа балетом Парижской оперы, принципиально не отличающаяся в плане современности постановка Мориса Бежара гораздо ближе к музыке, гораздо точнее отражает музыку:

Пожалуй, этот концерт был одним из самых сильных разочарований за последние три-четыре месяца (а то и полгода). 😦

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.