Квартет “Пасифика” и Менахем Пресслер

В советские времена (да и сейчас, наверное) летом артисты столичных театров традиционно отправлялись "стричь провинцию". Летние каникулы западные музыканты, как выясняется, используют аналогичным образом 🙂
В июльско-августовском торонтском журнале, посвященном классической музыке (от джаза и "вверх"), 8.5 страниц – в 4 колонки на каждой! – занимает информация о концертах фестивалей в Онтарио (плюс пара квебекских и один нью-йоркский). Как информировал фольклорный источник, "в каждой дыре, в каждой норе идет" хоть какой-то фестиваль. И это в дополнение к театральным фестивалям!
Поскольку я заметил первую виолончель Торонтского симфонического в программе нескольких выступлений в разных местах (были развернутые рекламки на других страницах и вкладышах), предположил, что подрабатывают халтурой многие. Постоянные музыканты Торонтского симфонического получают достаточно, чтобы не переживать о куске хлеба с маслом и колбасой, но кто же откажется от дополнительного легкого заработка? 😉

В Торонто уж две недели как проходит Летний музыкальный фестиваль и академия – в основном выступают камерные коллективы из Европы и Северной Америки, а также даются мастер-классы. На фоне В позапрошлую субботу (24 июля) я ходил на Венское фортепьянное трио, исполнявших Малера, фон Землинского и Шёнберга. Был настолько разочарован программой (кроме малеровского фортепьянного квартета), что даже ничего не стал писать. 😦

В прошлую субботу (31 июля) выступал Pacifica Quartet, усиленный во втором отделении пианистом Менахемом Пресслером.
Квартет сейчас базируется в университете Иллинойса в Урбана-Шампайн, а до того был камерным коллективом при музее Метрополитен (quartet-in-residence) и Чикагском университете. Есть какие-то награды, победы, гранты – одним словом, крепкий международный уровень (не путать с мировым)

Вечер открыл струнный квартет Бетховена – опус 18 #6 – светлый, оптимистичный, легкий


И после трех частей такой бездумной, но симпатичной "музычки", начинается меланхолическая четвертая часть:

Как будто человек пытается скрыть свою тоску, свой страх, причем не грызущий, а сосущий, скулящий страх, который якобы можно заглушить любой пустой активностью… Только обмануть душу невозможно…

Музыканты играли чисто, красиво, прочувствовано.

Струнный квартет #3 Шостаковича. Начинается как шутовское, ёрническое, чуть невротическое представление, чтобы к третьей части стать тревожным, а-ля военно-маршеровым, не потеряв дерганного, нервического характера:

Великий виолончелист Валентин Берлинский вспоминал, что Дмитрий Дмитриевич объснял части квартета как 1. предвоенную жизнь, 2. приближение войны, 3. вторжение в СССР, 4. реквием по погибшим, 5. рефлексия судьбы человека в общем.

Не уверен, т.к. если послушать четвертую часть, то становится понятно, что если это и оплакивание, то с периодически прорывающимися истерическими рыданиями, а то и с какой-то плохо скрываемой веселостью, вернее надеждой, мечтой о радости… Ну, не кажется такой набор эмоций подходящим для реквиема…

Сравнивая с пятой частью, я бы предположил, что к 2003 году 77-78-летний Берлинский не совсем точно воспроизвел события 1946 года. Если рефлексия где и присутствует, то в 4 части: человеческое непонимание происходящего всегда приводит к бунту против неба, к резкой смене эмоций, к истерике. А вот пятая часть – явно скорбна, пересыщенна усталой, безысходной печалью:

После перерыва Фортепьянный квинтет Шумана

Вторая часть. За роялем – Элен Гримо, виолончелист – Миша Майский

Глубокая, бездонно-глубокая музыка, открывающая в душе забытые переживания. И за роялем обязательно должна быть такая красивая женщина, как Элен Гримо (наверное, Роберт Шуман видел Клару не менее красивой!).

Совершенно потрясающая программа! В какой-то момент я вспомнил другой концерт на том же факультете музыки университета Торонто, где декан сказал очень спорную фразу, мол, можно слушать целый вечер минорные произведения, но не мажорные. Субботний концерт замечательнейшим образом опроверг музыковеда – всё было в мажоре 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.