“Идоменей, царь Критский”

Как и два года назад, в мае слушал моцартовского "Идоменея", но в постановке не Опера-Ателье, а Канадской оперы.

Пересказывать сюжет не буду – совсем кратко он есть в старой заметке, более подробно – в Википедии.

Важнее, что другая постановка вызвала совсем другие впечатления.

Вот так художник Карина ван Херке одела сына Идоменея – Идаманта и троянскую принцессу Илию.

Моцарт писал партию Идаманта для мужского сопрано, но в наши дни сей голос не просто редок – толком он имеется только у Майкла Маниачи, потому в большинстве постановок партию мужского сопрано отдают меццо-сопрано, т.е. женщине. В данном случае Кристине Сабо (Krisztina Szabò). Объект страсти Идаманта – Илию, – исполняла замечательная канадская сопрано Изабель Байракдарян (Isabel Bayrakdarian). Последняя важная женская партия – Электры – исполнялась Тамарой Вилсон.

Арии Электры в исполнении выдающейся немецкой сопрано Ани Хартерос

Решение бельгийского театрального художника – вместе с французским режиссером Франсуа де Карпентре (François de Carpentries) и немецким художником-постановщиком Зигфридом Мейером (это их не первая совместная работа), – было не особо оригинальным, но тем не менее достаточным для решения поставленных задач. Следует подчеркнуть, что художник по костюмам (Карина ван Херке) в этой тройке еще и отвечает за "драматургию" (видимо, характеры персонажей), а режиссер (Карпентре) заодно и художник по свету.

Сразу скажу, что внутренние переживания и черты личности персонажей были переданы не только голосами, но и мелкими, удивительно точно-схваченными движениями.

Голоса у всех солисток и у тенора Пола Гровса (Идоменей) были замечательно-красивыми, выразительными и яркими.

В дополнение ко всему дирижер Харри Бикет сумел добиться от оркестра оперы достаточно чистого звучания, не идеального, но тем не заметно лучшего, чем обычно.

Мексиканский тенор Рамон Варгас в роли Идоменея

Первое, что удивляет в сюжете, не латинское имя бога – Нептун вместо Посейдона, но наивность древних людей. Представьте себе: возвращается некто, покрытый шрамами и морщинами и говорит, что он ушедший много лет назад на войну царь. Его слова принимаются на веру. Всё, что стоит у него на пути – воля богов. Вернее, даже не воля, но ее толкование.

Второе, это мотив сыноубийства. Почему-то Фрейд и последующие психологи не посчитали его достойным внимания, хотя этот комплекс (назовем его "комплекс Авраама") – обратная сторона эдипова комплекса. Ревность отца к взрослеющему сыну. Ревность, усиленная завистью и страхом перед сопутствующей бегу времени смертью. По сути сыноубийство – еще и бунт против богов, отрицание заведенного ими порядка, т.е. ходом времени, несогласие с последним, если будет позволено так выразиться – хроноборчество.

Вообще человеку труднее всего принять неумолимость времени. Именно время/Хронос придает силу року-судьбе. Я бы даже предположил, что время – главный метафизический враг человека (и при этом друг человечества).
Время – то, что воруется у человека, и то, что человек пытается украсть у вечности. Не случайно в названии первых часах, называемых "клепсидра", первый корень – "воровать".

Идоменей узнает о любви сына к Илии и, пытаясь обмануть богов, решает отправить Идаманта подальше от дома (по морю, ибо других путей с Крита нет, как бы отдавая жертву на расправу Посейдона, тоже самое убийство, но не своими руками), но при этом отправить с Электрой, а не с Илией, т.к. последняя нравится ему самому. Соперничество с сыном – попытка опровергнуть время.


Идоменей переживает, что должен принести в жертву Идаманта

Переживания Идоменея сходны с переживаниями Гамлета в психоаналитической трактовке: и убивать жалко, и хочется убить.

Еще один принципиальный момент, постоянно подчеркиваемый в опере – невинность Идаманта. Невинность жертвы угодна богам, т.к. убийство невинного является жертвой, тогда как убийство виновного – казнью. Последняя больше нужна людям. Боги же везде предпочитали жертвы, которые ценны уже тем, что если бы не отдавались им, не погибли бы.

Аня Хартерос роли Электры, в кадре мелькают Магдалена Кожена (Идамант), Екатерина Сюрина (Илия), Рамон Варгас (Идоменей)

Судьба сестры Ореста не слишком радостна: мать убила отца, если бы сама Электра не спрятала брата, то и его убили бы, потом она должна была понукать брата к решительным действиям, т.е. мести. И вот на Крите она влюбляется в Идаманта, который ее не любит…

Возможно, одна из причин, по которым многие мужчины так неохотно идут на брак, в том, что естественный порядок вещей, если мужчина "преследует" женщину, но не наоборот. Если же в отношениях активная сторона – женщина, мужчина может чувствовать дискомфорт, эта женщина теряет свою привлекательность, т.к. он, мужчина, не ощущает себя мужественным преследователем, охотником, победителем.

Электра, с ее бешенным темпераментом, бурлящими страстями, не может покорно ждать своей участи, она должна получить то, чего жаждет. И своими действиями она сама себе вредит, отпугивая Идаманта.

По какой-то причине ей приходится иметь дело с не особо решительными мужчинами, для которых ее напор – фактор отвращения.

Аня Хартерос в последней арии Электры, готовящейся заколоть себя

Жертвенность Илии спасает Идаманта. Вопрос в том, почему спасает? Посейдон был на стороне греков, а не троянцев (обида лично на Одиссея – иная история), почему Посейдон решает изменить свою волю?

Думается, что змей, насланный богом моря на критян, собрал столько жертв, что еще одна – Идамант или Илия, – была не нужна, тогда как "помилование" оставляло виновных не наказанными, т.е. позволяло "вернуться к этому разговору" позже. Боги не прощают, они откладывают наказание.

Миша Бруггергосман (Measha Brueggergosman) с той же финальной арией Электры.

Для сравнения та же ария в исполнении Анны Нетребко и тоже в концертном исполнении.

Очень хорошая постановка оперы европейской командой с американскими, но мирового уровня исполнителями! Я бы даже рискнул сказать, что это "на круг" лучшая опера прошедшего сезона 2009-2010 (где-то была лучше музыка, где-то интереснее режиссерские находки, но по совокупности я бы сказал, что "Идоменей" лучшая).

Осталось 2 представления – 27 и 29 мая.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.