“Летучий голландец”

В понедельник ходил на вагнеровского "Летучего голландца", которого давала Канадская опера. Первое произведение великого немца, слышанное вживую 🙂


На сайте оперы фотографии до отвращения темные, засим предлагаю эскиз декорации некоего Брюкнера

Историю оперы обычно начинают с бегства композитора от рижских кредиторов, завершившегося относительно длительным и не совсем приятным морским путешествием. Мне кажется, что это лишь миф, придуманный композитором позже, если так можно выразиться, часть маркетинговой политики.

Популярная во времена романтизма легенда волновала многих. Вагнеровское воплощение не интереснее других, но оно ознаменовало его переход к композиторской зрелости.

Увертюра

Режиссер Кристофер Элден уже ставил оперу в Торонто, потому приглашение его было большой ошибкой – всё, что он мог сказать, он сказал раньше. Если ему вообще было, что сказать, поелику никаких режиссерских решений, помимо не утопившейся, но застреленной Сенты, не было.
Художник постановщик Аллен Мойер, как я подозреваю не в первый раз, сценическое пространство ограничил поставленной вертикально трапецией, решив, что наклонный пол будет напоминать о корабельной качке.
Вот художник по свету Энн Милителло создала фантастически-верную цвето-световую арранжировку.
Дирижер Йоханнес Дебюс не сумел "удержать" духовые, игравшие не столько независимо, сколько выбиваясь из гармонии, словно пытаясь обратить на себя внимание…

Нарезка из арий в исполнении Вашингтонской оперы

Шведский бас Матс Алмгрен (капитан Даланд) был неплох, больше выступающий – как получается из программки, – в "Метрополитен", чем в "Мариинке" Евгений Никитин (собственно "голландец") был великолепен, не поднимавшаяся выше "Метрополитен" сопрано Джулия Макеров в роли дочери Даланда – Сенты – (я так и не понял, откуда она родом, видимо, из Чехии) не разочаровала, в отличие от немецкого тенора Роберта Кюнзли (хотя он пел и в Венской и в Берлинской операх, т.е. вроде бы должен быть отменно хорош), впрочем роль влюбленного в Сенту Эрика не слишком интересна…

Дуэт Эрика и Сенты

Музыка Вагнера в "Летучем голландце" отнюдь не потрясает, она красива, но не запоминается. Тоже самое с ариями – вроде бы всё симпатично, но потом ничего не напоешь 😦 Тем не менее пение увлекает слушателей в свою пучину, как бы исподволь: вроде всё простенько, но завораживает.

Я не нашел в Гугле ссылок на параллели между "Алыми парусами" и оперой Вагнера. В книге Грина среди прочих легенд упоминается и "летучий голландец", но хроматическим единством парусов на корабле-призраке и в мечтах Ассоль дело не ограничивается. Сента, как и Ассоль, живет в мечтах, только минимально соприкасаясь с реальностью, она "дурочка", только отец у нее богатый, потому к ней относятся иначе. У обеих мечты о капитанах-скитальцах, которых толком никто не видел, обе не замечают достойных людей рядом, просто не допускают мысли, что в жизни есть нечто сравнимое с мечтой. Обе пассивны, т.е. ничего не готовы делать сами, и не слишком умны.

Даланд знает, что его дочь влюблена в "летучего голландца", потому его "продажа" дочери – возможность заработать на том, что при любом раскладе произойдет – дочь обнаружит сходство бородатого капитана корабля с кроваво-красными (алыми) парусами с картиной, на которую она чуть ли не молится.

Режиссер не подумал, что курящий сигарету или папиросу моряк выглядит нелепо! Неожиданность оставления "Марии Селесты" в частности подтверждалась тем, что моряки не забрали свои трубки из кубрика. Да и вообще брызги и водяная пыль намочат бумагу и сделают невозможным курение – это же очевидно!

Еще один момент прошляпанный режиссером: голландец не станет отдавать сокровища Даланду сразу же, он должен манить того, показывать всё больше и больше украшений, но не отдавать их. В противном случае цена поднимается, а ведение переговоров становится невозможным.

Нельзя не отметить антихристианскую позицию Сенты: она заявляет, что в ней спасение проклятого "голландца", тогда как спасение для христиан в Христе. Точно также антихристианство проявляется в самоубийстве (в канонической версии).

Несмотря на хороших исполнителей, сценическое решение было откровенно слабым и неинтересным, недооценивающим и не использующим технические возможности театра. Я, если честно, ожидал, что на сцене будет пусть не море, но хоть какая-то вода, что корабль будет сделан не настолько символически 😦

Тем не менее в общем и целом "Летучий голландец" понравился. Правда, последнее представление – сегодня, т.е. желающие вряд ли успеют попасть.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

1 Response to “Летучий голландец”

  1. Хотя “Голландец” считается первой зрелой оперой Вагнера, в которой оформился его стиль, причём это восходит к точке зрения самого Вагнера, который составил канон, в который входили все его оперы, начиная с “Голландца”, в ней ещё очень много от “старого” оперного стиля, характерного для опер Моцарта и Вебера. С одной стороны, самостоятельность художественного высказывания у Вагнера присутствует начиная с его второй оперы “Запрет любви”, с другой стороны, полностью специфический стиль Вагнера выкристаллизовался только в “Тристане и Изольде”.

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.