Место Мольера в синтезе искусств

Вечор повезло сходить на чудненький спектакль – A Moliere Celebration – ""Мещанин во дворянстве" и "Мнимый больной" в одном флаконе".

Toronto Masque Theatre был создан несколькими преподавателями театрального мастерства из Торонто и Монреаля, что с одной стороны обеспечило крепкую теоретическую базу, а с другой, дало возможность создавать вещи более весомые, чем то, что по силам студентам.

Будучи не только актерами и режиссерами, но и музыкантами (как художественный руководитель театра Лэрри Беквит), и танцорами (как Мари-Натали Лакурсье) создатели представления соединили множество видов искусства.
По идее Мольер с композитором Люлли так и задумывали "Мещанина" – пьеса с песнями и танцами (аналогично Мольер и Шарпентье так же создавали "Мнимого больного").


Чуть сократив и переделав "Мещанина", режиссер сумел соединить его со второй пьесой: Журден не просто хочет стать дворянином, но достичь уровня завзятых театралов 🙂 Потому вторым актом спектакля становится поход героя в театр на "Мнимого больного". Вуаля! 🙂

Поскольку в первой постановке Журдена исполнял Поклен (его псевдоним уже несколько раз упоминался выше 🙂), то появление в этой роли режиссера (Дерека Бойса) было логичным.

Не слишком сложные характеры героев не позволяют оценить драматические таланты исполнителей в полной мере, но претензий не было ни к кому. Особенно понравился Изабо Пруа-Лемье как учитель философии. Из актеров второй половины заслуживает упоминания исполнявший главную роль Жан-Франсуа Ганьон – актер, режиссер, специалист по театральному фехтованию и сценическим боям 🙂

Небольшой камерный оркестр справлялся с исполнением барочной музыки – чуть отрывистой, резковатой, заштриховывающей ошибки (не ошибались только виолончель и клавесин). Все музыкальные отрывки можно послушать (увы, вставить в заметку нельзя 😦 )
Певцы были ничего, в отличие от замечательного  сопрано Шэннон Мерсер, в исполнении которой чувствовался оперный уровень (Канадская опера и Опера Ателье – лучшие канадские коллективы).
Кстати, упоминавшийся выше Изабо Пруа-Лемье и актриса и танцовщица Доротеа Вентура обладают весьма приятными голосами.

Необходимо отдельно упомянуть танцоров. Труппа одной из руководителей театра – Мари-Натали Лакурсье – Les Jardins Choreographiques ("Хореографические сады", как я понимаю) – продемонстрировала настоящие барочные танцы – то, что предшествовало балету, что полагалось за балет до создания наиболее красивых его движений великими итальянскими и французскими танцовщицами и танцовщиками. Исходные варианты баллоне, бурре, кабриоля смотрелись забавно 🙂 На более сложные па (жете, бризе, падеша, шассе и т.д.) танцоры все равно были не способны, что в данном случае не мешало 🙂

Я было решил, что Лакурсье сымитировала барочные танцы, поскольку она как раз их и преподает в Монреале. Логика была такова: коли Степанов создал свою систему записи балета в самом конце 19 века, то барочные танцы можно воссоздать только по рисункам и описаниям зрителей. Я ошибался 🙂

Барочные танцы еще в 17 веке записывались с помощью нескольких систем:

Запись Фавье


Запись Лорина


Запись Фойле

Особо заинтересовавшиеся могут почитать сами 🙂

А степановская запись балетов Петипа – как уже знают торонтские знатоки – выглядит так:

Вторая часть – "Мнимый больной" – шла на французском. Давали перевод, но следить за текстом и происходящим на сцене было тяжело, потому я в общем полагался на кое-как сохранившееся знание текста.

Опять же исходный текст был подсокращен, но это не мешало.

Помимо уже упомянутых искусств – драмы, музыки, пения и танца, – в спектакле были представлены видео (вместо нарисованных декораций сменялись слайды, но периодически там были и прикольные видео с теми же актерами), клоунада (Пруа-Лемье был великолепен 🙂), совершенно замечательные костюмы Эрики Коннор и всё той же много-талантливой Лакурсье.

Костюмы были хороши, но не соответствовали эпохе – вместо 17 века, они скорее походили на 18 век. Да и то с  мелкими неточностями (например, у простолюдинов  штаны около колена завязывали, а не застегивали на пуговицы). Только кому нужна такая историческая детализация? 🙂 Зато костюмы были красивы и старательно сшиты – одних нижних юбок у танцовщиц было не менее пяти! 🙂

Мольер жил в мире, где синтез искусств был естественным. Замечательно, что и сейчас можно сходить на столь разноплановое зрелище, как во времена Людовика 14!

Жителям Торонто крайне рекомендую сходить – сегодня последний день (в помещении еврейского центра на Спадайне и Блур)

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.