“Мария Стюарт”

Вчера слушал оперу Доницетти в Канадской опере. Слушал первый раз: по какой-то причине не пользовалась она любовью в советские времена, даже в книгу "100 оперных либретто" не вошла. Меж тем опера замечательная.

На сайте оперы есть маленький видеоклип с чистой записью голосов – дуэт Марии и Роберта Лестера (если не открылись оранжевые иконки, кликните на "open" с плюсиком). На той же странице слева есть пункты меню – "Multimedia" с возможностью прослушать отдельные арии и "Listening Guide" с подробным объяснением арий 🙂


Елизавета и Роберт Лестер

Постановщик Стивен Лолесс и художник-постановщик Бенуа Дюгарден создали единое решение для трилогии Доницетти ("Анна Болейн", "Мария Стюарт" и "Роберто Деверо") в виде елизаветинского театра – с наклонной к зрителю сценой и тремя ярусами для певцов, хора и артистов балета. Художник по костюмам Ингеборг Бернерт создала красивые костюмы, но в 16 веке не носили фижмы, как на Елизавете на картинке выше. Впрочем было красиво (несмотря на то, что дамы напоминали кентавров или театральных коней 🙂). Ну и не могу не заметить, что обувь недоработали – не соответствовала эпохе и вообще была не слишком привлекательна 😦

Музыка очень хороша, но важнее, что "Мария Стюарт" – великолепный пример бельканто. Послушайте, как плавно, красиво текут звуки – будто ручеек по камушкам, плавно поднимаясь и опускаясь, ни на миг не прерываясь, играя красками, искрясь на перекатах:

Монсерат Кабалье в роли Марии

Режиссер нашел великолепное решение для придуманной Шиллером встречи Марии и Елизаветы, якобы решившей судьбу первой: это была дуэль, без оружия, но тем не менее дуэль с секундантами (Сэсил и Тэлбот) и судьей – любимым обоими Робертом Дадли графом Лестером.


Так это выглядело на сцене – Елизавета и Мария Стюарт

Звучало заметно лучше, чем даже в исполнении великой Эдиты Груберовой:

Вообще я был в восторге от лирического сопрано итальянки Серены Фарнокья (Serena Farnocchia), исполнявшей титульную партию, а вот болгарка Александрина Пендачанская (Елизавета Английская) не могла чисто удержаться на верхних нотах. Впрочем звездности у итальянки заметно больше в том числе по послужному списку. Тенор Эрик Катлер очень понравился – и голос выразительный, и актер хороший (я не могу понять одного, как в русской традиции Leicester стал Лестером?). Лорд Сесил в исполнении Вестона Хёрта был явно не баритоном, мне приходилось "переводить" его пение в более подходящий, т.е. более низкий диапазон. В какой-то мере ту же претензию можно предъявить и к Патрику Карфицци (Джордж Талбот) – хитрый титул "бас-баритон" скрывает баритона на несвойственной ему партии, т.к. диапазон баса перекрывает и баритона, уходя еще и вниз. Но Карфицци мне "переводить" не хотелось, он недотягивал, но только самую малость 🙂

Самое интересное в истории Марии Стюарт не трактовка ее образа Шиллером (в случае оперы) или Цвейгом и т.д., но тот трагизм, который был вокруг нее. Подумалось, что в ее судьбе проявился античный рок. Только если у древних греков рок отражал волю богов, то для Марии Стюарт рок как бы преодолевал, превозмогал волю богов. Боги дали ей королевское происхождение, а фатум постоянно лишал трона. Боги давали ей сторонников, а судьба низвергала последних, поражения следовали за поражением. Боги давали Марии любовников и мужей, а рок убивал их…

Если в опере и драме Шиллера единственный грех Марии – гордыня, то у исторического персонажа грехов было куда больше, но ими не объяснить те неудачи и поражения, что следовали за Марией Стюарт по пятам.

Если посмотреть на ее портреты, мы не увидим неземной красоты, но вокруг нее всегда вились красивые и видные мужчины

Будто Афродита покровительствовала ей… как Елене Троянской…

Из-за чего так ненавидела Елизавета – Марию? За гордыню, за дерзость, за опасность своему трону, за другую веру, за чувства Роберта Дадли, за то, что Мария была моложе на десяток лет, за наличие ребенка? Не думаю, что по одной из этих причин. Дело даже не в непристойной наивности Марии, а в судьбе, столкнувшей Елизавету и Марию. Это ничего не объясняет, скажете? А в истории не всегда можно объяснить человеческие поступки, слишком много в них иррационального, случайного, импульсивного.

Важнее иное: нельзя стоять рядом с тем, кому судьба уготовила падение. Нам не дано предугадать, какую Парки спряли нить тем, кому следуем, пытаться мы, конечно, можем, но… вернее так – ведь нам самим же и платить (за все свои поступки).


Мария Сюарт и Роберт Лестер – сцена перед казнью

Не могу не рассказать о замечательном режиссерском решении в сцене предшествующей изображенной: в тюрьме Мария исповедуется Тэлботу, достающему из тайника столу (католический аналог епитрахили) и чашу для причастия, а после причастия прячущего их обратно – они еще пригодятся в будущем!

Мария была казнена в возрасте 44 лет. Ее жизнь состояла из взлетов и падений, только взлеты были краткими, а падения затяжными. И вот он – последний день…

Груберова с финальной арией (концертное исполнение)

С первыми нотами этой арии я не не смог сдержать слезы…

Потрясающая опера будет звучать до 30 мая. Очень рекомендую живущим в Торонто!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.