Моцарт, Элгар и Стефан Якив

Бывший музыкальный руководитель Торонтского симфонического, а ныне его дирижер-лауреат сэр Эндрю Дэвис наезжает в Торонто из Чикаго раза два в год. Оркестр его очень любит, да и публика тоже (он заметно лучше, чем нынешний главный дирижер Оунджян).

В среду прозвучала музыка английских композиторов и скрипичный концерт Моцарта. Английская часть была очень приятна англичанину Дэвису, о чем он не преминул сказать 🙂

Открыла вечер пьеса “Немного музыки для струнных” Майкла Типпетта (Little music for strings) – не слишком известного английского композитора ХХ века. Данное произведение отсутствует на Youtube, да и вообще Типпетт там плохо представлен. И я понимаю, почему: он на редкость скучен и слаб, как композитор. Это та музыка, что хороша как фон, не мешающая думать, не поглощающая внимание слушателей.

Потом для исполнения Третьего концерта для скрипки с оркестром Моцарта на сцену вышла восходящая звезда – американский скрипач Стефан Якив. Сын физика из MIT, лауреата премии Дюрака – Романа Владимира (Владимировича ?) Якива и кореянки (видимо, одной из студенток, т.к. в 1985, когда родился Стефан, Роману должно было быть за 45, ближе к 50, впрочем и российские физики-теоретики отличались любвеобильностью и многочисленными браками 🙂)

Позволю себе небольшое отступление. Вручаемая с 1985 года медаль и премия Дирака для математиков и физиков-теоретиков (по сути тоже являющихся математиками) доставалась Стивену Хокингу, Якову Зельдовичу, Николаю Боголюбову. Интереснее другое, что все – кроме нигде не работающего, но живущего в России Людвига Фадеева, – ныне живые лауреаты из числа рожденных в СССР – работают в Штатах: Александр Поляков, Яков Синай – в Принстоне, Андрей Линде – в Стэнфорде, Владимир Захаров – в университете Аризоны, Анна Крылова – в университете Южной Калифорнии. У меня крепнет подозрение, что с великими достижениями российской теоретической физики покончено – самые сильные уехали или состарились. Если премии Дирака мало, давайте посмотрим на еще более новую премию – имени Шоу, вручаемую в Гонг-Конге с 2004 – ее получили только двое россиян – Фадеев и Владимир Арнольд, столько же, сколько канадцев 😦

Однако вернемся к музыке, чтобы помочь Вам, предлагаю исполнение первой части концерта в исполнении Исаака Стерна:

Большую часть концерта я пытался понять, на каком инструменте играл скрипач: то мне казалось, что это Стртадивари, то, что это Амати, то, что Гваданини. Я то узнавал звучание Страдивари, то не узнавал, то мне казалось, что скрипка звучит слишком хорошо для Амати… Я решил, что это не может быть Гварнери, т.к. в Северной Америке их всего две – одна в Джулиарде (Якив закончил бостонскую Консерваторию Новой Англии), а одна где-то на Западном побережье (в фонде Гетти или тому подобном). Я был уверен, что единственные скрипки, которые я могу отличить – это Страдивари, оказывается же, что и их не могу 😦 Среди играющих на Гваданини Якив не значится. А дальше полный туман: на официальном сайте об инструменте ни слова, в 2005 году он играл на Страдивари, на коем в 1995-98 играл Максим Венгеров, по слухам недавно перешел на Гварнери. Если слухи верны, то это вторая скрипка Гварнери, которую я слышал, если это Страдивари, то мне очень некомфортно 😦

Легкая, не загружающая, не заставляющая думать, но тем не менее увлекающая с собой музыка Моцарта радовала (мои комплексы и переживания, описанные выше, не мешали наслаждаться прекрасной игрой солиста и оркестра). Сэр Эндрю Дэвис добился от торонтского оркестра чистой, красивой игры, а Стефан Якив был действительно великолепен.

Вторая часть концерта в исполнении Кристиана Тецлафа

На бис Якив исполнил тоже, что и в марте в Нью-Джерси – Ларго из Сонаты #3 Баха. Очень удобная вещь для успокоения публики – после нее на бис больше выходить не надо 🙂

Стефан Якив выступал недавно с Русским национальным оркестром во время их тура по США, а с учетом того, что он нравится Юрию Темирканову, я думаю, что он будет снова выступать в России (скорее в Питере, как на фестивале в 2003 г., но не факт). Рекомендую сходить, если удастся. Клипы с его игрой.

После перерыва продолжение английской части программы – Первой Симфонии Элгара.

Начало симфонии, написанной в 1908 и видео похорон королевы Виктории 1901 г.

Несмотря на все комплименты, якобы высказанные Рихардом Штрауссом, симфония скучна, занудна и неинтересна. Все 52 минуты я просто томился 😦 Хотя нет, под нее хорошо думать, т.к. ее музыка не отвлекает.
Единственная проблема – отдохнувший оркестр решил показать себя во всей красе. Нет, ошибок толком не было, но стареющий дирижер не мог удержать духовиков от их постоянного желания привлечь к себе больше внимания, чем нужно. Одним словом, гармонию нарушали, хотя и не огрехами, но смещением акцентов.

Сказать, что концерт в целом понравился, не могу, но я рад, что послушал Стефана Якива – действительно, замечательного скрипача.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s