Овидий и аборты

Воскресенье днем был на спектакле “Если бы мы были птицами” (“If We Were Birds”) в небольшом театре “Тарагон”, расположенном в торонтском районе Annex. Расположение диктует культурную политику: левая, политкорректная, публика с претензиями определяет то, что ставит театр.

Меня соблазнила рецензия и то, что пьеса Эрин Шилдс написала на основе “Метаморфоз” Овидия, а именно сюжета изложенного в Книге шестой – стихи 412-674. Это история Прокны и Филомелы (краткое изложение) – двух сестер, одну из которых выдали замуж за Терея, вторую Терей изнасиловал, а чтобы не проболталась, отрезал язык, сестры в своей ненависти к насильнику убили его сына и скормили ребенка отцу.


Так Элизабет Гарднер представила Филомелу и Прокну

Поскольку 20% билетов продавались за копейки перед началом спектакля, а места на билетах все равно не указывались (т.е. приходить так и так пришлось бы заранее), то я героически отправился на спектакль без билета.
Я решил, что если не попаду на спектакль, пойду дегустировать виски. Такая вот достойная альтернатива высокому искусству – односолодовый виски из высокогорной Шотландии 🙂

Режиссер Алан Дилворт никакими находками или оригинальными трактовками не порадовал, но продемонстрировал крепкий профессионализм. Равно и труппа. Хотя я достаточно часто – про себя – шептал алексеевское “не верю!”, периодически я ловил себя на том, что полностью погружаюсь в реальность спектакля. Последнее свидетельствует о профессионализме актеров, способных время от времени увлекать даже критически настроенных зрителей 🙂

Проблемы пьесы коренились в слабо разработанных характерах – толком отсутствовала мотивация поступков. В отличие от Овидия, поясняющего почти всё, Шилдс смогла лишь пропаганду вложить в уста Прокны, объясняющей убийство своего сына от Терея (да и хор идеологические заклинания изрекал). Но об этом чуть позже.

Проблема для овидиевской Филомелы не в факте изнасилования, а в том, что он обманул ее и отца, но еще больше в том, что она стала соперницей сестры:

Ни доброта его слез, ни чувство к сестре, ни девичья
Даже невинность моя не смягчили, ни брака законы!
Все ты нарушил. Сестры я отныне соперницей стала,
Ты же – обеим супруг. Не заслужена мной эта мука.

Позже, введенная тайно во дворец, считаемый ею домом Терея и Прокны,

… Но поднять Филомела не смеет
Взора навстречу, в себе соперницу сестрину видя.

Для античного сознания единоутробная связь между сестрой и братом или сестрами превыше связи между матерью и ребенком. Достаточно вспомнить историю Мелеагра из тех же “Метаморфоз”, чья мать оборвала его жизнь (сожгла полено, магически увязанное Парками с жизнью Мелеагра), из мести за убийство ее братьев.

Вероятно, причина в том, что дети принадлежали роду отца, а не матери, т.е. как бы были для женщины “посторонними”.

Еще один важный момент: Терей нарушил законы гостеприимства, т.к. Филомела была в его доме (на корабле и отдаленнй хижине – не принципиально, это его “дома”, как и его дворец). Овидий об этом не пишет, но для его современников это было очевидно.

Овидий ограничивается словами о дикой злобе, снедавшей Прокну и Филомелу и подвигшей их на убийство ребенка. Тем не менее античный автор дает Прокне шанс одуматься, минуту слабости. И эта минутная борьба героини с собой демонстрирует гений Овидия.

В чем ужас канибальской трапезы, мне не совсем понятно: допустим, Тантал пытался проверить всеведение богов, когда приготовил им своего сына Пелопа, но убийство Медеей своих сыновей и скормливание их Ясону мотивируется в общем-то также – желанием насолить по-крепче. Возможно, кроме табу на канибализм, пусть и по неведению, был еще и какой-то страх, связанный с тем, что происходит с душой непохороненного правильно. Не будем забывать, что женщина лишала мужчину наследников и убивала будущих воинов его рода – в известных историях убивают мальчиков (историй о таком же убийстве девочек я не припомню).

Увы, никакого сложного контекста и тяжелых переживаний героев в пьесе представленно не было 😦

Вместо этого драматург покатилась по наклонной дорожке пошлости – несла ахинею о судьбе женщин в разных современных конфликтах, заставила Прокну произнести бредовую речь о том, что ребенок – эдакий аналог пожираемого болезнью члена, который она имеет “отсечь”. Примерно такие слова используют активистки проабортных движений.

Остались за бортом (ума не хватило или пропаганда застлала взор?) и такие этические проблемы, как адекватность наказания преступлению, убийство невиновных, сложность проблемы войны и вообще жизни в древние времена, где не только женщинам было трудно (насиловали, уводили в рабство), но и мужчинам (тоже уводили в рабство, но чаще убивали)…

Посмотрим шире: этична ли месть, вообще и в принципе? Нет простого ответа. Не только по причине несовпадения этических “шкал” в разных религиозных/цивилизационных дискурсах, но и по взаимосвязанности всех событий в мире людей. Войну начинают по каким-то причинам. Лживым или нет, но по причинам достаточным для удовлетворения чувства справедливости большого процента людей в нападающей стране.
Мстящий не принимает во внимание мотивацию тех, кого он считает виновными.
Или принимает? Все уже вспомнили о немотивированных преступлениях, о сумасшедших убийцах, о маньяках?
Здесь опять мы оказываемся перед этической проблемой: если общество считает некое деяние преступным, за него виновный понесет наказание, тогда нет повода мстить. Повод появляется, если общество не считает нечто преступлением или наказывает за него не так строго, как того хотел бы мстящий.
Мы должны понять, что движет мстителем – его, отличное от общепринятого чувство справедливости (откуда такое?), или он лишь выплескивает свои негативные эмоции, гнев, жестокость в как бы оправданной форме?

Я думаю, что как драматург Эрин Шилдс откровенно бездарна, ее пьесы не стоят затраченного времени, но не исключаю, что в театре “Тарагон” могут быть и неплохие постановки, т.к. минимальный уровень профессионализма у труппы имеется 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s