Новая звезда – Юя Ванг

Вчера в Торонто, в зале Королевской консерватории выступала Юя Ванг. Это, как я понял, был ее первый визит в Торонто (во всяком случае на сайте пианистки упоминаний нет). Рожденная в Китае в 1987 и учившаяся в Пекинской консерватории до 14 лет, когда она с родителями перебралась в Калгари, Ванг закончила два года назад Куртисовскую консерваторию в Филадельфии – вторую после Джулиарда в Западном полушарии. К своим 23 она уже выступила в Карнеги-холле, играла с Королевским и Санкт-Петербургским Филармоническими, Филармониическим Ла Скалы, Национальным (Вашингтон), Лондонским, Лос-Анжелеским симфоническими, оркестром Филадельфии и Русским национальным.

Невысокая, худенькая в длинном красном платье вышла к блестящему черному "Стейнвею" и…

"Три песни" Шуберта в аранжировке Листа (для фортепьяно соло, без голосового сопровождения). Чтобы составить представление о цикле, послушайте первую из трех – Gretchen am spinnrade – в исполнении Евгения Кисина.

Не менее выразительно, чем Кисин, играла и Юя Ванг. Точно также нарастали выразительность и напряжение, менялись скорость игры, громкость, перенося слушателей из пошлой, меркантильной, суетливой реальности в иную галактику.

Вторая песня – Auf dem Wasser zu singen – в исполнении Юи Ванг

Юя была ярче Кисина (пример с третьей песней), играя примерно – если не эмоционально выразительнее, – как Рихтер (опять же третья, т.к. не мог найти третью в исполнении Ванг). Я чувствовал себя столь же перегруженным переживаниями от музыки, как в последне время от еще не начатого бизнеса.

Насыщенность событиями и эмоциями вытесняет из жизни интерес к политике, вытравляя желание читать прессу. Я прихожу домой выжатый, способный только читать детективы да смотреть фильмы. Потому, наверное, можно считать прессу – от политики и социальных проблем (в моем случае) до голливудских и прочих сплетен (интересных многим), – суррогатом, заменой потраченным на дело эмоциям. Эрзац-переживания – вот чего от нас пытаются добиться журналисты!

Безупречная игра Юи Ванг в потрясающем новом зале Королевской консерватории стала откровением.

"Симфонически этюды" Шумана
. Послушайте первые три в исполнении Рубинштейна:

Мне поначалу они показались нервическими, потом я понял, что это не столько нервность или невротичность, сколько разные темпераменты. И поелику каждый из нас обладает в той или иной степени каждым из четырех темпераментов, то хорошая музыка в хорошем же исполнении способна вытаскивать из нас те или иные стороны-характеристики на кратком отрезке времени.

Наблюдая за поразительной пальцевой техникой Ванг, особенно за невыносимой беглостью ее левой руки, я подумал, что возможно, Клара Шуман была левшой. Во-первых, я не нашел подтверждений, что Клара была, а во-вторых, Роберт Шуман опубликовал "Этюды" в 1837 – в тот год, когда познакомился с будущей женой. Да, он писал для нее, да, она стоит у истоков современной фортепьянной школы, но сложность "Этюдов" и требования к технике левой руки не имеют касательства к браку…

Финальный этюд в исполнении Гилельса

После перерыва "Пьески для фортепьяно" СкрябинаЭтюды, Прелюдии, Поэма, Три пьесы.
Послушайте один из этюдов – #5 опус 42 в исполнении Владимира Горовица:

Красивая, расслабляющая музыка… И, пожалуй, ничего сверх. Но игра Юи была фантастической!

Потом Шестая соната для фортепьяно Сергея Прокофьева. Не самая лучшая вещь композитора, сложная, в начале сумбурная, путанная, оставляющая впечатление написанной по заказу…

Прокофьев требует глубокой работы слушателя: в музыку нужно вдумываться, не просто наслаждаться, а пытаться понять, что композитор хотел сказать.
У меня возникла странная ассоциация с "Логико-философским трактатом" Виттгенштейна – напряженное внимание, чтобы понять, о чем речь, но когда понимаешь до конца, обнаруживается, что мысль не так уж глубока и оригинальна, что с помощью таких сочинений можно лучше понять не себя или мир (а не одно ли это и то же, если говорить о понимании?), но еще один способ интерпретировать философию, как академическую доктрину, некую совершенно независимую абстрактную концепцию.

Финал сонаты в исполнении Юи Ванг

Я был рад, что со мной не было "племянника": не хватало еще, чтобы Прокофьев его пугал также, как Рахманинов! 😦 Начинать знакомство с творчеством Сергея Сергеевича лучше не с Шестой сонаты! И точно не в неполных одиннадцать лет, если это не знакомство в музыкальной школе.

Если честно, то после потрясающего первого отделения, я был слегка разочарован подбором произведений для второго. Однако играла Юя божественно. Но некая неудовлетворенность оставалась.

И Ванг сыграла на "бис":

Не в таком наряде и не в подсобке, но так же ярко прозвучал "Турецкий марш" Моцарта-Володося (Аркадий Володось аранжировал шедевр, сделав его еще ярче)

Советую запомнить имя – Юя Ванг – беспредельно гениальная пианистка!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.