Прокофьев, Моцарт, Бетховен и Ланг-Ланг

В минувший вторник в Торонто выступал Шлезвиг-Гольдштейнский фестивальный оркестр под управлением Кристофа Эшенбаха.

В 1987 году благодаря поддержке Леонарда Бернстайна в Германии была создана первая оркестровая академия. Ежегодно 1200 молодых музыкантов (до 26 лет) из Европы, Азии и Америк подают заявки на примерно 100 мест. Преподаватели академии – музыканты Берлинского Филармонического, Мюнхенского Филармонического и Симфонического оркестра северо-германского радио.

Оркестр базируется в замке Сальзау в 100 км к северу от Гамбурга

Вечер открыла Первая "классическая" симфония Прокофьева, наполненная аллюзиями на Моцарта и Гайдна (честно признаюсь, что я Гайдна не услышал, зато Моцарта было очень много! 🙂)

Гергиев дирижирует Венским Филармоническим

Эшенбах предпочитает нестандартную рассадку: первые скрипки напротив вторых, виолончели и контрабасы слева.
Оркестранты играли довольно чисто, но несколько напрягала слишком громкая игра духовиков – и это при том, что я покупал билет в последний момент и посему сидел на балконе, а не как обычно в партере, где громкость звучания заметно выше!

Большую часть времени симфония звучит совершенно нетипично для ХХ века, но в короткой четвертой части прорезаются специфически-прокофьевские интерпретации.

Четвертая часть в том же исполнении

Поскольку я сидел не просто на балконе, но и правее центра, то рояль для Ланг Ланга выкатили правее обычного, чтобы я мог видеть его руки 🙂
Фортепьянный концерт #17 Моцарт писал для интересовавшей его барышни, засим произведение получилось весьма романтическим и более задумчивым, словно взгляд на сильно взолновавшую девушку, чем игриво-веселым.

Английский камерный оркестр под управлением хорошего оперного дирижера Джеффри Тейта (у него проблемы с позвоночником), солирует венгерский пианист Дежё Ранки, известный своими интерпретациями Моцарта

Получился красивый переход: от нетипичного, Моцарта-подобного Прокофьева к нетипичному же, вдумчивому, обращающемуся к вечным вопросам Моцарту.

Ланг Ланг никак не демонстрировал свою "фирменную" экспрессию, не подпрыгивал, головой не тряс. Другое дело, что несмотря на безошибочную игру, оркестр пытался перетянуть на себя внимание и играл слишком громко, порой чуть ли не заглушая солиста (об этом же сказали мои соседи в перерыве).

Обратите внимание на пальцы Ранки (в конце клипа непонятный отрывок из какого-то документального фильма)

Если честно, то я был несколько разочарован, т.к. ждал более яркого представления от Ланг Ланга, ведь собственно на него шла большая часть публики (потому процент китайцев был близок к проценту русских во время выступлений русских музыкантов).

Правда, во время интервью в антракте Ланг Ланг продемонстрировал такое искрящееся чувство юмора, что я чуть смирился с программой 🙂

После перерыва – Седьмая Бетховена (полное исполнение оркестром под управлением фон Караяна здесь, но я буду использовать другие клипы, т.к. удобнее иллюстрировать).

Дирижирует Карлос Клейбнер

Плавное, негромкое, казалось бы не слишком яркое начало увлекает слушателя простой вроде бы историей о том, что случается, что волнует обыкновенного человека. Светлые мечты возносят, но вдруг вспоминаешь о заботах и тревогах и пафос пропадает. Из радости воспоминаний или фантазий мы падаем в повседневность.

Хотя симфония не имеет "подзаголовка", мне кажется, что ее следует называть в ницшеанском духе "Человеческая, слишком человеческая" – она не несет в себе той ангельской, божественной красоты, как Пятая или Девятая, но вытаскивает из наших душ самое сокровенное…

Принято считать, что мажорная музыка поднимает настроение, а минорная опускает. Седьмая симфония – ля мажорная, но послушайте ее вторую часть в исполнении Берлинского Филармонического под управлением фон Караяна:

Не знаю, как у Вас, у меня слезы на глаза наворачиваются от этой затаенной грусти, от недовыговоренной скорби, звучащих в музыке! Мажорная музыка, а такая печальная!

Фестивальный оркестр Шлезвиг-Гольдштейна по чистоте игры приближался к Кливлендскому оркестру, уступая из слушанных в этом сезоне только Роттердамскому Филармоническому и оркестру Мариинки, явно опережая и Торонтский симфонический, и Национальный симфонический (американский), и Монреальский. Тем не менее молодость музыкантов или дурные интерпретации дирижера (регалии у него вполне весомые) тому виной, однако в исполнении не хватало чего-то неуловимого, но принципиально важного… Личных переживаний музыкантов, что-ли, или внутренней вовлеченности, отдачи себя музыке…

Еще один любопытный момент: несмотря на наличие музыкантов из самых разных стран, выходцев из бывшего Союза, как я решил, исходя из имен и фамилий оркестрантов, не было.
Ну, и подтверждая мой, вызвавший несогласие многих тезис, не было музыкантов из Индии и вообще с темной кожей, хотя китайцев и корейцев было в избытке, да и вообще оркестр ориентирован на прием исполнителей из максимально возможного числа стран.

Постфактум я доволен, что сходил: не столько из-за солиста, сколько из-за программы, позволившей иначе, по-новому взглянуть на произведения (ведь несогласие – одно из самых стимулирующих мысль чувств 🙂)

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.