“Кармен”

Вчера слушал “Кармен” в Канадской опере. Это была третья оперетта, которую я прослушал за 5 дней (о бернстайновском “Кандиде” еще не написал), и, однозначно, самая лучшая!

Послушайте и посмотрите рекламный клип к постановке в Ковент Гардене:

Такого шикарного зрелища в Торонто не было, и тем не менее…

Оперетта Бизе (т.к. часть либретто – проза, а в опере должны быть только стихи) потрясающа в плане музыки и гениальных арий.
Возьмем хоть “У любви как у пташки крылья” (Habanera):

В неизвестно где сделанной записи 2007 года солирует Ринат Шахам, а костюмы – из канадской постановки 2005 года, которые используются и в нынешней постновке. Да и Шахам солирует 🙂

Для сравнения клип из потрясающего фильма Франческо Роси с Джулией Мигенес:

У Шахам хороший, сильный, красивый голос, но она не обладает феноменальным голосом, как, к примеру, Анжела Георгиу или английский аналог Баскова женского пола – Кэтрин Дженкинс. Дело еще и в том, что две последние певицы – сопрано, а Шахам, как и положенно Кармен по замыслу композитора, – меццо-сопрано. Для сравнения можно послушать и полу-попсовое исполнение Дженкинс (с 33 секунды).

Брайан Хаймен в роли Дона Хозе был неплох, но не более того, а вот Джессика Мюирхед в роли Микаэлы была очень хороша. Как мне кажется, обе эти партии не столь выигрышны, как партии Кармен и Эскамильо-тореодора (дуэт Хозе и Микаэлы в исполнении Доминго и Георгиу в Метрополитен).


Партия тореадора в исполнении Ружеро Раймонди/Ruggero Raimondi

“Кармен” – замечательный пример того, насколько разные мотивы могут быть у любви и любовных отношений. Любит ли Кармен Хозе? Любит ли Хозе – Кармен? С Кармен все совсем просто – она любит только себя, эгоцентричную же любовь обычно называют нарциссизмом. А Хозе? Его любовь иная – дающая, жертвенная, но она растет из плохого семени – из Танатоса – влечения к смерти, коим его заразила Кармен.

Танатос может быть не менее сексуально привлекательным, чем Эрос. Другое дело, что деструктивная сущность Танатоса диктует форму отношений: ни одна сторона не может в них стать лучше, ни одну сторону такая любовь не вдохновляет на созидание.

Фактически Хозе пытается предложить конструктивную альтернативу в четвертом акте, но Кармен может влечет небытие, хаос, а не упорядоченность семейной жизни.

Своим убийством Кармен Хозе спас Эскамильо и всех последующих любовников Кармен от гибели.

Можно ли говорить о любви Кармен к свободе, как о бунте против установленного порядка? Увы, то, что Кармен понимает под свободой в современном русском языке называется “беспределом” – неконтролируемым ничем разрушением всех социальных и междличностных связей, всех моральных и этических норм. В этом она похожа на Раскольникова: она имеет право на всё, чего пожелает, т.к. иначе она “тварь дрожащая”.

Здесь стоит отметить еще один момент: романтическое отношение к женщине характеризует идиомой “прелесть какая дурочка” (чем выше риски – финансовые или для жизни, – тем ближе это к “ужас какая дура”). Кармен на редкость глупа и ограниченна, и дело не в том, что у нее нет формального образования или начитанности, она глупа, потому что вообще не думает. Ею, как маленьким ребенком, движут желания, у нее нет цели в жизни, никакой цели… Она не замечает последствий своих действий, не думает о том, к чему могут привести ее собственные же поступки и слова.

Наверное, Танатос глуп, т.к. мысль принадлежит жизни. Смерть является философским феноменом только в той мере, в которой она ограничивает жизнь, а не сама по себе.
И я не могу дать ответ на вопрос: Кармен глупа, потому что ею движет влечение к смерти, или ее влечет небытие, потому что она глупа?

Однако стоит вернуться к торонтскому представлению. Несколько фотографий с сайта оперы, чтобы показать костюмы и в определенной мере декорации:


Художник по костюмам Франсуа Ст-Обин переставил смысловые акценты с цыган, коих обычно одевают в яркие костюмы, на солдат (красные форменные гимнастерки – это эффектно, а вот зачем нужны были фуражки и береты российской армии, я не понял). Интересное решение, т.к. привлекает внимание к тем персонажам, на ком нет музыкального и смыслового “ударения”.

Нельзя не отметить замечательную работу шотландского дирижера Рори Макдональда, обеспечившему довольно чистую игру оркестра (в третьем действии было многовато ошибок, а в первых двух и в четвертом – немного и мелкие).

А вот художник-постановщик Майкл Йерган и режиссер Джастин Вэй не смогли использовать все возможности торонтскй сцены. Да и вообще сделать оперетту более яркой как зрелище (для сравнения посмотрите видео из Ковент Гардена).

Тем не менее я рекомендую жителям Торонто и пригородов попробовать найти время и сходить послушать шедевр Бизе, стоивший автору жизни.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to “Кармен”

  1. Кармен” всё-таки опера. Другое дело, что её провал на премьере был связан с тем, что Бизе настоял на непривычном для рперных традиций исполнении. Оперетта имеет всё же свои каноны (героическая пара / комическая пара и пр.), чем у Бизе и не пахнет, Тогда уже мюзикл … но это ужслишком. Что касается Мериме, то он был известным мистиыикатором, но это уже отдельный разговор.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s