Можно ли сравнивать Катастрофу и Накбу?

Прочитал большую и интересную лекцию Алека Эпштейна "Почему не болит чужая боль: память и забвение в Израиле и в России".

Эпштейн – один из активно-пишущих историков и политологов (его публикации есть в "журнальном зале", в израильских "Мнениях" и т.д.). Его нельзя назвать откровенно левым или центристом, он изображает, что стоит на страже истины – эдакий непредвзятый историк.

Прочитав в "Википедии" о нем, я впечатлился количеством публикаций, но быстро понял, что одно и то же он в разных изданиях подает, лишь чуток подкорректировав и изменив объем: например, лекция на сайте Полит-ру здорово пересекается со статьей в "Букнике".

Я не хочу оспаривать факты, приводимые профессиональным историком, меня больше интересует моральный аспект.

Первое. Можно ли сравнивать Катастрофу и Накбу?
Катастрофа – это 6 миллионов людей, уничтоженных за то, что они евреи.
Накба – арабское слово со значением близким к "катастрофа", использовалось и до создания Израиля, но как организованное мероприятие, отражающее переживания арабов о бегстве с территории современного Израиля, первый раз проведенное в 1998 г Арафатом.

Сам Эпштейн говорит о том, что 3/4 арабов бежали сами, а действия израильских вооруженных отрядов способствовали исходу 1/4.
Но важнее иное: нельзя сравнивать 6 миллионов убитых евреев и по самым пристрастным оценкам несколько сот убитых арабов.

Второе. Нужно ли поддерживать идеологическую войну против собственной страны и рассказывать школьникам о переживаниях арабов, которые лишились домов?

Историк прав в том, что надо, но не в параллели с историей Катастрофы, а сравнительно с изгнанием 600 тысяч евреев из арабских стран.

Однако нельзя забывать, что с человеческой точки зрения поддерживать врага (пусть только в пропагандистской войне) – подло или глупо, смотря, что движет.

Третье. Как отнестись к моральному пафосу Эпштейна о том, что Израилю следует принимать всех беженцев в мире, признать все геноциды и вообще идти в первых рядах прогрессивной общественности?

Есть реальная политика и есть морализаторство кабинетного ученого (или прикомпьютерного блоггера 🙂). Да, следовало бы признать геноцид армян, но тогда возникнет проблема военного сотрудничества с Турцией, получения оттуда нефти и газа… Бить себя в грудь легко, трудно предложить реальную альтернативу 😦

Вчера мне хотелось приобрести несколько книг Эпштейна, сегодня, прочитав его статьи, я уже ничего не хочу покупать… Но рекомендую, интересующимся израильско-палестинским конфликтом, почитать статьи, ссылки на которые приводились выше.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.