Гражданское общество, община и мы

Демократия держится на активной позиции граждан, на их вовлеченности в процесс управления, через выборы, волонтерскую работу, обратной связи с избранными политиками, на том, что граждане считают себя ответственными за происходящее в обществе.

Одна из важных характеристик гражданского общества – самоорганизация граждан для решения каких-то значимых для них проблем.

Нельзя не заметить, что русская иммиграция никогда и нигде не создавала общинных институтов: достаточно почитать воспоминания берлинских, парижских или нью- йоркских эмигрантов, чтобы в том убедиться.

Аналогичная ситуация с еврейской эмиграцией из бывшего Союза. И что мне менее понятно, с эмиграцией из Израиля (я имею в виду уроженцев Израиля, сабр).

В Канаде я наблюдал попытки создания "русских" общинных структур (мне не нравится термин "русскоязычные"), которые дальше первого собрания не выживали.
В Израиле подобные структуры разваливались из-за чрезмерных лидерских амбиций вместо желания работать.
Но и в существующие в Канаде еврейские общинные структуры выходцы из Союза не хотят встраиваться.

Хорошо, допустим из советских людей коммунистический режим вытравил всякое желание что-то делать на благо общества, т.к. коммунисты боятся любой массовой альтернативы (потому в Китая преследуют Фалун Дафа).
Допустим, что у израильтян нет опыта жизни в диаспоре, они не понимают важность жизни в общине.

Тогда почему иммигранты достаточно неплохо адаптируются во всех остальных смыслах – работают, зводят друзей в том числе среди местных, добиваются дохода выше среднего и т.п.? Почему за пару-тройку лет жизни в Канаде иммигранты по многим "измерениям" ведут себя также, как канадцы, и только в плане общинной организации отличаются?

Не надо думать, что дело в финансовых трудностях: большинство знакомых давным-давно получают больше среднего по Канаде, никаких особых финансовых проблем у них нет.
Все внимание отдается детям или карьере? Но и у тех, у кого дети довольно взрослые, а особого карьерного роста не ожидается, не появляется желания сделать что-то на благо общины.

Я вижу, что ради хобби, например, "Что?Где?Когда", люди готовы тратить время и деньги, т.е. социальная разобщенность не проистекает из тотальной занятости на работе и дома.

Меня не столько интересуют причины такой социальной пассивности, сколько вопрос – как изменить взгляд на мир, такое отношение к происходящему? Как вовлечь людей в деятельность на благо общины? Что мешает большей самоорганизации бывших советских людей?

Вопрос этот важен и для россиян и украинцев, т.к. в условиях капитализма те функции, что при социализме, – при коем большая часть читатей выросла, – брало на себя государство, придется брать на себя самим гражданам.

Да, современное общество более разобщено, более атомизировано, чем общество, скажем, лет 20-30 назад. Я готов предположить, что прежняя большая интенсивность социальных связей была связана с невозможностью отделиться, жить отдельной, частной жизнью.
Но точно также работающие у компьютеров канадцы и американцы, держащие даже большую дисстанцию межличностного общения, гораздо лучше понимают важность совместных усилий, совместной работы, работы не для личного обогащения, но для общины, т.е. даже не родных или друзей.

Какие соображения?

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.