“Спящая красавица” по Нуриеву

В 1973 году канадский Национальный балет впервые получил международное признание благодаря постановке Рудольфом Нуриевым "Спящей красавицы", в которой знаменитый танцовщик работал в паре с Карэн Кейн.

В прошлую пятницу Национальный балет начал сезон с этого же балета Чайковского. В роли режиссера выступила Карэн Кейн, причем канадские критики и публика в зале были весьма довольны увиденным.
Рекомендую посмотреть неплохой клип – Performance Trailer (слева от картинки).


Как можно понять из ролика, примы (в пятницу Heather Ogden танцевала партию Авроры, Guillaume Cote – партию Флоримунда, Sonia Rodrigues – принцессу Флорину, а Keiichi Hirano – Синюю Птицу) вполне достойного уровня, хотя честно говоря, и к ним можно было придраться, особенно к Родригес.

Кордебалет о синхронности движений, похоже, даже не мечтал, хорошо, что примерно представляли, в каком порядке выступают, т.к. с музыкой их движения совпадали довольно редко. Да что кордебалет, коли и солисты умудрялись двигаться в противофазе с музыкой.

Для полного счастья дирижер оркестра балета (не путать с оркестром оперы, работающем в том же зале во время оперных представлений) – Дэвид Брискин, – пару раз не вовремя "запускал" оркестр, так что танцовщики должны были подстраивать движения под отставшую музыку.
Тем не менее, вопреки моим опасениям, оркестр играл достаточно чисто, были отдельные издержки, но ничего смертельного 🙂

Одной из важнейших составляющих успеха балета была (и остается!) работа художника Николаса Георгиадиса, создавшего потрясающие декорации и изумительно красивые костюмы.
Благодаря отвлечению внимания зрителей, удалось минимизоровать танцевальный компонент в одних партиях (например, злой феи Карабосс – см. фото выше) или оставить только самые простые позы и движения для других.

Кстати, почему-то никто из писавших о сказке и балете не отметил очевидную вещь: почему злой феи/волшебницы Карабосс не было в списке приглашенных? Потому что она с помощью волшебства стерла собственное имя! Иначе как бы еще она могла проявить свою натуру и нагадить королю и королеве, неужели она могла допустить, что ей бы пришлось делать добрый подарок?!
Есть еще один момент – апокрифический, – о коем придется написать отдельно.

Посмотрите небольшой клип – парижскую постановку – неисправленный Петипа:

Сбежав на Запад, Рудольф Нуриев должен был сделать неприятное открытие: Советский Союз был "заповедником классического балета", где и посредственные ученики вагановской школы могли выполнять довольно чисто сложные па; и если в Европе выучка была минимально пристойной, то в Северной Америке дела обстояли не лучшим образом 😦

Тогда Нуриев проявил себя как хороший балетмейстер – он переписал "Спящую красавицу" с тем, чтобы убрать из нее наиболее сложные элементы танца. Не могу сказать – как собирался в пятницу, – что он заменил хореографию – сценографией, т.к. пересмотрев видео спектакля в Мариинке, понял, насколько гениальна была сценография Мариуса Петипа. Я даже не могу сказать уже, что эмоциональную выразительность танца сменили драматические действия, т.к. вопреки ложной восторженности памяти, танцевальных шедевров в "Спящей красавице" нет (хотя в целом балет потрясающий!).

Разумеется, не одним училищем им. Вахтанговой жив мировой балет. Талантливые танцовщики были и на Западе, например, великая Марго Фонтейн или канадская партнерша Нуриева – Кейн, получившая в 1973 году две серебряные медали в Москве; но бОльшая часть выпускников балетных школ на Западе не могут выполнять движения так же чисто, как вышколенные в основанной Анной Иоановной танцевальной школе.
Основная проблема – кордебалет и не самые значимые партии, т.к. найти талантливых балерин и балеронов на все роли не получается и у более известных коллективов, чем Канадский балет.


На сцене была невнятная смесь бризе и кабриоля, но и такой кавардак был по силам только солистам

Несмотря на мое ворчание, гений Чайковского, Петипа, Нуриева и Георгиадиса не удалось затоптать и плохим танцорам – балет оставил очень приятное впечатление.

Только задумайтесь на минутку о той морали, которую несёт балет: сексуальное пробуждение женщины – даже женщины столетней выдержки – начинается с поцелуя (и прочих предвартительных ласк) 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.