Стравинский “Соловей”. Гениальная опера-цирк.

Канадская опера пригласила Роберта Лепажа поставить две небольшие вещицы Стравинского "Байка про Лису, петуха, кота да барана" по русским сказкам и "Соловья" по Андерсену. Я видел его старый фильм "Иисус из Монреаля" и волшебное представление "Ка" в Цирке дю Солей, параллельно с работой в Торонто он ставит все 4 части "Кольца Нибелунгов" в Метрополитен Опера.

Поднятый из ямы оркестр не так удивил, как бассейн на сцене, на самой кромке которого стоял дирижер. Началось представление с "Рэгтайма" – небольшой джазовой пьески, к моему удивлению отлично исполненной. Танцующего во время исполнения дирижера я еще не видел, но оказалось, что это не манера работы Джонатана Дарлинтона, а специально поставленный номер. Также меня приятно порадовала чистота исполнения, т.к. я на оркестр оперы давно махнул рукой.

Я догадывался, что, судя по "Истории солдата", Стравинский не понимал и чувствовал поэзию и вообще слово. Но такого "языкового кретинизма", который продемонстрирован в первой части вчерашней постановки, я от образованного человека не ожидал: помимо предельно неудачного выбора стихов Бальмонта, он еще и так изуродовал русский фольклор, что спасало только плохое произношение певцов.

Как я узнал из программки, способность Стравинского изуродовать любой текст удивляла и Андре Жида и Одена, работавших с ним.

Я не стану говорить, что эту пьеску Стравинский писал в состоянии похмелья. В конце концов тогда в Европе и гашиш курили, и опиум. Одним словом, не буду грешить на алкоголь, но музыкальное сопровождение первого отделения вынуждало сконцентрироваться на том шоу, которое создал Лепаж.

Режиссер не мог опереться на музыку, т.к. ее не было (набор звуков, издаваемых оркестром, или слогов, произносимых певцами, еще не музыка), потому из убогих текстов режиссер выжал максимум и оживил откровенный бред потрясающим театром теней.
Я не припомню, чтобы на не комической опере зал столько смеялся (сидевшая сзади меня расфуфыренная канадка лет 55 периодически прыскала как не слишком развитый подросток).

"Байка про лису и петуха" превратилась в пантомиму театра теней, играемую актерами, находящимися позади экрана:

Нашел в журнале солистки интересные фотографии с репетиций первой части, позволяющие пояснить, как работали актеры.

Сцены из спектакля на сайте оперы – выберите видео (если в черном прямоугольнике "The Nightingale & Other Short Fables" такой опции не видно – нажмите на Open – и она появится). В небольшое видео вошли кусочки из первого и второго отделения.
Если обычно говорят СЛУШАЛ оперу, то в данном случае правильнее было бы ВИДЕЛ! 🙂

В перерыве я наблюдал за манипуляциями рабочих сцены в бассейне, созданном на месте оркестровой ямы: примерно метр глубиной, метра 2.5 шириной и метров 12 длиной.

Опера начинается с плавания лодки с куклой рыбака: лодку толкает, манипулирует куклой и при этом поет немецкий тенор Лотар Одиниус.

Точно также за соловьем по воде толкают лодку и поют посланники императора

В отличие от первого отделения во втором музыка красива, но ярка лишь партия Соловья.

Вот так появления Соловья было обставлено Лепажем

Нашел клип из фильма с Натали Дессэй в титульной роли:

Торонтским слушателям повезло больше, чем моим читателям: в зале наслаждались колоратурным сопрано Ольги Перетятько (aka ). Боже! Как она пела! У меня на глазах были слезы. Скажу больше – у меня были слезы и во время просмотра клипов ( Перетятько – "Царица ночи", исполняет Штраусса).

Илья Банник из Мариинки в роли Императора не произвел особого впечатления, немецкое контральто Мариа Раднер (Смерть) тоже, но в целом уровень всех исполнителей был хорош, акцент чувствовался, но не мешал, как в первом отделении.

Посмотрите на костюмы и кукол:

Тут чуть лучше виден хор, чьи костюмы тоже были прекрасны  (обратите еще раз внимание, что певцы по грудь в воде!?)

Художник по костюмам Мара Готлер, художник постановщик Карл Филлион, художник по свету Этьен Бушер и художник, создававший кукол Майкл Кэрри просто волшебники!
Кстати, про кукол и их изготовителя нашелся небольшой клип.

В зале аншлаг, все билеты на все оставшиеся спектакли распроданы, руководство Канадской оперы даже пошло на то, чтобы добавить еще одно представление. И всё это заслуга гения Роберта Лепажа (и его команды со-творцов) и небесного голоса Ольги Перетятько!

В будущем году эта постановка будет на фестивале в Экс ан Провансе (а потом в Лионской опере?)

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

1 Response to Стравинский “Соловей”. Гениальная опера-цирк.

  1. Pingback: “The Blue Dragon”, или Механическое совершенство | khvostik

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.