Кливлендский оркестр, Гайдн и Шостакович

Вчерашний концерт одного из пяти лучших оркестров США начался с ноктюрна Дебюсси "Fêtes"

Небольшое, но яркое произведение, "зажигающее" зал оркестр исполнил отнюдь не идеально, но тем не менее была очевидна разница в классе с Торонтским симфоническим. Да и уезжающий в новом сезоне в Венскую оперу (альма-матер Венского Филармонического!) дирижер Франц Велсер-Мёст – фигура куда крупнее Оунджаяна.

Рейнская симфония Гайдна поначалу напоминает скучную салонную, но средь суеты и бестолковых разговоров шумного бала героя вдруг одолевают совершенно неподходящие глубокие переживания, которым там на фоне танцующих пар, зеркал, канделябров, картин и позолоты, ну, никак не место:

Интерпретация Караяна в найденном видео, наверняка, более классическая, образцовая, но Велсер-Мёст сделал конфликт между внешним фоном и внутренним переживанием более ярким.

Во второй части герой будто бы на каком-то пикнике: легкая болтовня, вокруг расслабленность и благодать с пением птичек, но время от времени он как бы задумывается, внутри поднимается буря эмоций, не проявляющаяся внешне и скоро утихающая.

Третья часть – званный ужин, но и там смущают покой ниоткуда взрывающие душу чувства.

Причем значительная часть контраста добавленна усилиями дирижера: то, что Венгерская Филармония под управлением Дорати лишь обозначает пунктиром, Кливлендский оркестр подчеркивал жирнейшими мазками, создававшими куда более сильное драматическое напряжение, чем можно услышать в найденном клипе.

Шостакович Пятая симфония. Созданная в 1937 году. И потому впитавшая в себя всё то, что было разлито в воздухе.
Часть первая – ночь: "молчи, скрывайся и таи" свои страхи, всё то, что ты себя представляешь плохого… Ночь, темная, безлунная, слова не слышны за пару шагов, потому что их только собираются сказать, но не говорят.
И когда кажется, что пропела утренняя птаха и вот-вот наступит рассвет, ничего не наступает, т.к. небо обложенно свинцово-сизыми тучами, не пропускающими свет.
Увы, Бернштейн с Нью-Йоркским Филармоническим это показать так, как музыканты из Кливленда, не смогли, хотя уровень музыкантов НЙФ заметно выше.

Вторая часть – утро, рабочий день: царство абсурда, безумие бессмысленных действий, столь характерных для той поры. Отдельные моменты и работа некоторых кажутся прекрасными, нужными, важными, но это иллюзия – труд в рамках абсурда не может дать ничего, кроме усталости.

И вот снова вечер, опять грозит начаться ночь… Но это другой вечер, он приводит в другое место и развивается совсем иначе… Потому что даже в пору сталинского безумия была любовь. Пусть в третьей части Пятой симфонии любовь тихая и вязкая, но более чувственной музыки нет и не было. Она не эротична, хотя и чувственна. Это та любовь, что вызывает слезы жалости, слезы признательности – любовь всепрощающая и всёпонимающая. И покуда есть такая любовь, человек цепляется за жизнь даже во время террора, несмотря на страх перед ночными звонками "гостей дорогих"…

Четвертая часть – новый день предстает в новом свете: абсурд никуда не делся, но любовь вернула интерес и жажду жизни, маразм кажется не столь всеохватывающим и не столь важным. Посмотрите на Мравинского и пустой Большой зал Питерской Филармонии: когда делаешь дело с любовью, оно обретает смысл.

Совершенно гениальное произведение было очень хорошо исполнено Кливлендским оркестром. Безумно понравились флейтист Джошуа Смит, кларнетист Франклин Коэн и первая скрипка Вильям Прюсил.

Рекомендую идти на концерт любого оркестра, если им дирижирует совершенно гениальный дирижер Франц Велсер-Мёст!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.