Аскеза и авторитаризм

По просьбам уважемых

и

попробую пояснить свою мысль о связи между "анти-консьюмеризмом и склонностью к той или иной форме этатизма/авторитаризма".

Что такое анти-консьюмеризм? Это неприятие идеи о том, что потребление хорошо, оно имеет ценность, приносит пользу и человеку (психологическую – например, радость от покупки), и обществу (стимулирует экономику, позволяя развиваться данной стране).

По какой причине человеку может не нравиться потребительство? По религиозной (у православных, мусульман, некоторых протестантов, ультраортодоксальных иудеев), идеологической (только бедные люди могут построить коммунизм), экологической (ресурсы Земли ограниченны, надо беспокоиться о потомках и т.д.), якобы-духовной (заимствованная в религии или коммунизме ложная идея о дихотомии "или духовное-или материальное") и, возможно, самая частая, банальная зависть (эзопов "зелен виноград").

Я не буду разбирать последнюю причину, т.к. неразрешимых противоречий между человеком и консьюмеристским мировоззрением нет.

Близость экологистов к этатистам и прочим вариантам авторитаризма известна: народ глуп, ресурсы тратит, а вот умные Элы Горы от власти народ должны направлять.

С коммунистами и вовсе понятно, как и с мусульманами и православными. Причем разделяя светскую и духовную власть или не разделяя (и тот, и другой вариант допустимы в обоих религиях), но никуда не уйти от восприятия ничтожности воли и желаний конкретного человека в противовес интересам "чего-то большего" (страны, короны, мусульманского или православного мира и т.д.).
Некоторые течения в протестантизме и иудаизме принижают личность сравнительно с общиной, что следует рассматривать как в определенной (мини) форме авторитаризм. Я плохо знаю католичество, но и там христианская аскеза где-то присутствует.

Самый сложный вариант – противопоставление духовного и материального. Сложность в том, что эта дихотомия въелась в основы нашей культуры, иначе не было бы никаких проблем свести ее к равенству с "зачем мне холодильник, если я некурящий"?

У Плутарха в "Застольных беседах" говорится о том, что на сытый желудок вести умные разговоры сложно. С физиологией перераспределения крови в организме спорить сложно: переваривание пищи ухудшает кровоснабжение мозга в тот же самый момент.

Несмотря на в целом негативную коннотацию слова "циник", крайняя бедность Диогена-киника стала восприниматься как "естественный" образ жизни философа, ее даже ожидают (точно так же от философа ожидается, что он будет по характеру и поведению стоиком, хотя ему может быть совсем не близка философия "пестрой стои").
Многократно описанная ситуация 19 века с бедными талантливыми художниками в противовес обеспеченным бездарям официоза, добавила на чашу весов противопоставляющих дух – материи немало.

Однако творцы не выбирают добровольную бедность, Ван Гог хотел продать больше картин, чем смог, Бальзака и Достоевского работа за гроши не вдохновляла, пусть им и приходилось в опредленные моменты предельно низко оценивать свой труд.

Мы находимся в плену стереотипов (больше советско-коммунистических, в меньшей мере православных – опосредованно, через русскую культуру, – в еще меньшей – западной культуры) о том, что следование личным предпочтениям и желаниям вполне может сосуществовать с возвышенными мыслями. Чем наличие нескольких костюмов или десятков платьев мешает посещению выставки или концерта? По здравому размышлению ничем, но встречая по одежке, забываем позже перейти к следующему этапу, ограничиваясь наклейкой ярлыка, чуть ли не идентичного лейблу на одежде нашего виз-а-ви.

Те, кто хотели бы ограничить потребление, не признаются прямо, что хотят ограничить многообразие восприятия, хотят сузить палитру цветов, звуков, вкусов до нескольких, что хотят решать за Вас, они говорят о своих предпочтениях, как о том выборе, который придется разделить всем по причине его оптимальности для будущих поколений, для души, для развития и т.д. Однако суть не меняется: вместо личной воли каждого конкретного человека, уважаемой и приветствуемой консьюмеризмом, сторонники аскезы предлагают некую надличную волю (религии, общества, властей, культуры и т.д.), т.е. ту или иную форму авторитаризма. Ибо в обществе потребления можно быть "белой вороной" (в том числе – аскетом), а в том обществе, которое противники консьюмеризма, сами того не желая, пропагандируют, нельзя быть эпикурейцем, не рискуя подвергнуться остракизму, а то и более суровым наказаниям со стороны общества и/или государства!
Поскольку при наличии подлинно свободного выбора, люди предпочитают быть РАЗНЫМИ, в том числе одеждой, жилищем, машиной, едой, книгами на полках и т.д., в одинаковость же аскезы придется людей загонять палкой и автоматом.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.