Общество потребления и мы

Влияние коммунистической пропаганды стародавних советских времен ощущается до сих пор: в современном русском дискурсе признаться в консьюмеризме позволяется только "блондинкам", а в рамкам мало-мальски интеллектуальной дискуссии высказываться в защиту общества потребления позволяют лишь записные провокаторы, любящие спор ради спора.

Вопреки левой идеологии, разложившей не только бывших советских людей, но и многих выпускников западных университетов, общество потребления определяет многие стороны нашей сегодняшней жизни, о чем даже не задумываются.

Начнем с экономики. Несколько сотен лет назад жизнь была заметно беднее сегодняшней не только из-за тогдашнего технического отставания, но в большей мере из-за экономических отношений. Не было стимула совершенствовать технику по причине ограниченности рынка – зачем производить больше, если продать некому?

Одежда, к примеру, постепенно меняла хозяев, низвергаясь по социальной лестнице (и параллельно теряя в качестве), мебель делалась на века (на самом деле от пожара и до пожара). Всего пару поколений назад бОльшая часть населения считала нормальным покупку ношенных вещей, сейчас количество рассуждающих так людей сильно сократилось.

Общество потребления дало возможность не самым обеспеченным слоям покупать новые вещи, жить в лучших, чем прежде, домах и квартирах: большее производство нуждалось в большем спросе, который обеспечивали в том числе и рабочие.

Влияние общества потребления на эстетику было очень заметным: если у женщины 1 платье, оно будет серым или черным, а вот если у женщины 25 платьев, то значительная часть из них будут разноцветными. Глаз не так устает на современной толпе, как на толпе советских людей в 50-ые годы, что было замечательно продемонстрированно в "Стилягах". Более того, общество потребления позволило сосуществовать одновременно нескольким стилям, нескольким эстетическим шкалам.

Это подводит нас к тому воздействию, которое общество потребления оказало на философию и психологию: допуская сосуществование нескольких стилей одежды, легче допустить сосуществование нескольких взглядов на общественные проблемы, на пути развития, нескольких равноправных мировоззрений.
Общество потребления в не меньшей степени, чем книгопечатание позволило каждому желающему приобщиться к богатству философской мысли, а не довольствоваться тем направлением, что мило профессору местного университета или другому локальному властителю дум.
Наличие многих костюмов подразумевает, что и книг у человека дома может быть много самых разных, а не только тех, что поддерживают господствующую в стране точку зрения.

Движение к свободе, за последние два столетия втянувшее в себя не только западные страны, не было бы столь успешным, если бы параллельно не создавалось бы общество потребления, обеспечившее материальную базу для разнообразия идей (и психологическую – для их восприятия). Ибо свобода – это, в том числе, и возможность реального выбора, последний же возможен лишь при наличии нескольких не умозрительных вариантов.

Иногда противники консьюмеризма предполагают, что в обществе потребления нет пределов роста, что ненасытность потребителей заставит их уподобиться Эрисихтону, в конце концов ставшего рвать собственное тело дабы приглушить вызванный разгневанной Деметрой неутолимый голод.
Пределы потреблению ставит экономика (ограниченность ресурсов), однако рост экономики мира возможен до тех пор, пока у человека остались неутоленные потребности (рост населения обеспечивает появление все большего количества людей с потребностями).

Государство может установить искусственные пределы консьюмеризму, но одновременно ударит по собственной экономике. Безусловно, в демократической стране такой вариант невозможен, но лишь в тоталитарной, и без того испытывающей экономический "дискомфорт".

Вероятно, есть определенная корреляция между анти-консьюмеризмом и склонностью к той или иной форме этатизма/авторитаризма. Хотя сводить антиконсьюмеризм к этатизму и не гоже.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.