Школа и философия

Продолжаю читать "Сумерки глобализации" 🙂 Понимаю, что по одному сборнику нельзя делать выводы, но поскольку статьи примерно тех же авторов я читал о "Столкновении цивилизаций", причем никакого отбора с моей стороны не было – читал всё, что нашел, – то как минимум можно сказать, что задействованные в данной книге – практически самые активные философы-политологи России.

Российские участники занимаются в основном начётничеством, пересказом чужих мыслей, цитированием, сравниванием слов одного со словами другого западного мыслителя (характерная манера "задымления", использовавшаяся выпускниками философского факультета в Питерском универе давным-давно, это помогало им "выделиться", хотя и не имело касательства к любомудрию).
Переводные авторы в большинстве случаев пытаются донести какую-то более-менее внятную идею, с которой я могу быть не согласен, но понятно, что хотел сказать человек, когда брался за перо. Российские философы говорят ради процесса, им, видимо, нравится видеть себя в роли философа: плевать, что сказать нечего, главное "засветиться"!

Мне подумалось, что советская школа, стимулировавшая освоение больших объемов информации в ущерб поощрению независимого мышления, повинна в том, как развивается, куда движется российская философия.

Я бы рискнул сказать: в том, что российская философия никуда не движется, она как флюгер показывает направление господствующего ветра, т.е. популярность тех или иных направлений западной мысли на российской почве.

Насколько советская/российская школа исходила из единственно верной позиции, излагаемой учителем, настолько российская философия отталкивается от идеологической установки, даже не пытаясь разобраться в эмпирике, раскопать как можно больше фактов для анализа.
Хотя я не стану биться об заклад, что дело в психологической неспособности, а не культивируемой с семнадцатого года сервильности, желании угодить тому, кто выше, главнее.

В Северной Америке дают школьникам старших классов задания, требующие проведения исследовательской работы. Аналогично со студентами. Не исключительно такие задания, но подобные школьные и студенческие работы не требуют соответствия ответу, известного учителю, конкретного ответа толком нет. Разумеется, в американской модели образования есть свои недостатки, но речь о связи свободы мышления в школе и в работах философов, в данном разрезе издержек практически нет.

В среднем случае в советских школах учителя не допускали "инакомыслия" (по их предмету) у учеников. Как следствие, несмотря на отсутствие идеологического пресса в течение последних 15-18 лет, философская мысль в России продолжает жонглировать словами и терминами, но не делает даже шажка в сторону от уже известного, уже сказанного другими.

Я понимаю, что философия – лишь пример, т.к. во многих других областях ситуация сходная. Иногда подобный подход работает, иногда нет, потому несмотря на сильнейшую математическую школу, Россия внесла весьма скромный вклад в программирование и компьютерные технологии.

Философия не самая важная вещь в 21 веке, она скорее атавизм. Однако характеризуемая состоянием философии господствующая в данном обществе модель мышления определяет научное и технологическое развитие, высокую и бытовую культуру. Государственная модель школьного образования может быть легко изменена, в нее можно привнести новые подходы, иначе расставить акценты и приоритеты с тем, чтобы больший процент выпускников не боялся нешаблонно мыслить, генерировать идеи без оглядки на взгляды и любимые подходы начальства.

Я не настолько наивен, чтобы предположить заинтересованность российских властей и российской интеллектуальной элиты в таком повороте. И мне жаль…

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.