“Стиляги”

Наконец, собрался с силами и посмотрел "Стиляг" Тодоровского.

Я не люблю мюзиклы, но этот понравился по всем измерениям – видео и фотографическому, музыкальному, вокальному, философскому, этическому и эстетическому.

Поскольку сюжет все, вероятно, давным давно знают, сконцентрируюсь на собственных переживаниях и соображениях.

Пожалуй, самое первое ощущение – узнавание: фактов, типажей, фактуры. Взгляды людей в транспорте, швейцаров, ждущих в очереди, подслушивающих у дверей, продавщиц и ханыг – все точно!

Ботинки "на манной каше" – толстой каучуковой подошве, – нуждавшейся в накате из резуны, интерьер коммуналки, вещи и мебель, слоники, комсомольские лидерши и их подручные. Разумеется, я это не мог вспомнить, но смог узнать – сопоставить когда-то услышанное и прочитанное с тем, что показано в фильме.

Я не знаю, когда милиционеры начали ходить в белой форме вместо темно-синей, когда мода начала требовать совсем узких брюк-дудочек, буквально, а не фигурально одевавшихся с мылом или зашивавшихся внизу после одевания, т.к. иначе их не одеть (отец хвастался, что у него длина окружности брючины внизу была 17 см) – не суть важно, имело ли это место к 1955, когда происходит действие фильма, или чуть позже. Я не в претензии за бритые подмышки и белые зубы – абсолютная историческая точность не всегда привлекает.

Люди тогда жили очень бедно, заметны были постоянные улучшения по сравнению с концом 40-ых, но ни о каком дефиците продуктов речи еще не было, т.к. у людей толком не было денег.

У большинства мужчин было не более двух костюмов, так лихо покупать и шить костюмы, как это делает бедный студент в фильме мало кто мог себе позволить.

Я не уверен, что разгрузка вагонов в 50-ые оплачивалась также хорошо, как в 70-80-ые, но цепляться не хочу.

Как в любом тоталитарном обществе, в СССР была унификация во внешнем виде. Унификация эта шла на уровне коллективного бессознательного: "А чем ты лучше нас, что не хочешь одеваться как все?" Национальные стереотипы, начиная от деревенской привычки жить миром, и нехватка жилья, приводили к тому, что ни о каком личном пространстве речи не шло.

Жизнь в коллективе состоит из двух составляющих – жизни в толпе/стаде и жизни в стае. Стая – это хищный, агрессивный оскал стада. Мы видим в "Стилягах" стаи комсомольцев-хунвейбинов, коим можно нарушать уголовный кодекс, видим стаю, боящуюся напасть, но не боящуюся лаять, в сцене в троллейбусе.

Мне видится, что стиляги не были диссидентами в политическом смысле, но были в социальном: это были люди, попытавшиеся позволить себе ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ. Частная жизнь – это жизнь ОТДЕЛЬНО от коллектива, не так, как живут другие, жизнь на собственное усмотрение.

Можно вспомнить слова Бродского о частном лице и частности – это именно то, что противостояло идеологии "общности", "единства", господствовавшей в общественном сознании советских людей под именем коммунизма (не способны массы на иное восприятие сей безумно-теоретической концепции).

Совесть людей не смогли уничтожить и годы коммунистических репрессий и манипуляций сознанием: советские люди в глубине души понимали всю лживость своей жизни, потому так защищали единство – если кто-то не с нами, значит наша позиция не идеальна, недостаточно убедительна, недостаточно справедлива, а коли так, то почему мы должны так мучиться и страдать?

Не будем забывать и о том, как обычно манифестирует справедливость – через зависть! Если Мэлс живет через картонную перегородку от меня, то почему он одевается иначе, почему он ведет себя иначе, он что лучше, чем я?

Зависть формировала и стиляг: их мнимое превосходство над "жлобами" идет из гиперкомпенсации зависти, из страха оказаться в серо-черной массе таких-же-как-все.

Вынужденные противостоять завидующей стае, стиляги сбиваются в свои стаи, хотя их индивидуалистическая доктрина "частности" противоречит коллективизму стаи. Но не может одна противостоящая сторона совсем никак не походить на своих оппонентов, тем паче в условиях тоталитарного общественного устройства.

Вспоминается анекдот про Бродскому, которому сообщили, что нелюбимый им Евтушенко против колхозов: "Тогда я, наверное, за". Именно по такой модели действуют стиляги – посмотреть как у "жлобов" и сделать наоборот. Дети в своем развитии проходят фазу антагонизма, когда они все делают "назло". Так дети пытаются утвердить свою самостоятельность. В социально-недоразвитом советском обществе стиляги использовали инфантильный подход.

Если у всех полубокс, надо отращивать кок. Если все в мрачно-практичных одеждах, следует одевать все безумно яркое и непрактичное. Если разрешают танцевать только медленные танцы, будем танцевать только быстрые!

Если бы дурные коммунисты дали народу слабину и гоняли на радио и современную музыку, хоть иногда, пускай даже поздно вечером, то количество слушателей западных "голосов" было бы меньше в разы, а то и на порядок. Но тогда бы коммунисты не были бы сами собой.

Еще одна плоскость противостояния – интимная.

Аскетизм, проповедуемый православием, никогда не находил особого отклика в сердцах значительной части населения. Еще протопоп Аввакум жаловался на деревенский разврат.

Советское общество было ханжеским, но вина в значительной мере на властях и внешних обстоятельствах: во время действия фильма были запрещены аборты, средств контрацепции толком не было, из-за большой убыли мужского населения количество неудолетворенных женщин зашкаливало.

Если Вы поговорите с представителями поколений от 50 и старше, то обнаружите, что очень многие женились в течение дней-недель-месяца после знакомства. Нет, не в любви дело, а в отсутствии мест для реализации любовных чувств – прописаться можно было только после женитьбы, а жизнь без прописки была и тогда нелегкой и незаконной.

Стиляги с их доступом к заграничным шмоткам, видимо, не забывали и о средствах контрацепции. Плюс танцы, спиртное, чувство антагонизма – всё это приводило к большей сексуальной раскованности. На фоне массового советского женского недотраха это раздражало. И сильно!

Одной из важных этических составляющих советского общества были двойные стандарты. Представьте себе, что некто подойдет к женщине и обрежет ей волосы, порвет платье, лапая ее при этом. Если этот некто получит только 15 суток, а не более строгое наказание, ему здорово повезло.
С комсомольскими активистами же никто ничего не делает, хотя под статью хулиганство их "рейды" подпадают.

Советская пропаганда очень любила плакать о судьбе угнетенных на Западе, но во время комсомольских/партийных собраний-проработок осуждаемой стороне не давали возможности объяснить свою позицию, слово предоставлялось лишь для того, чтобы каяться.

Исключение из комсомола вплоть до восьмидесятых годов для студентов означало одновременное исключение из института.

В фильме нам дважды показывают сцену "динамо" (сексуального возбуждения без шансов на продолжение): первый раз это делает с героем Полина, второй раз это делает герой с коммисаршей Катей. Он пришел к девушке домой, где нет родителей, она ради него переоделась, они выпили, потом они танцевали, причем он интенсивно кружил ее ("вскружить девушке голову" в танцах легче вращением, чем плотным контактом 🙂).

Сексуально фрустрированная женщина, сделавшая навстречу мужчине столько шагов, сколько Катя, перешагнувшая через все, что только можно, получает еще и пощечину "я люблю Пользу". Не приходится удивляться, что она мстит ему по полной программе!

Мне жена Тодоровского (в фильме – комиссарша Катя) лицом напомнила Джей Ло. Не находите?

Фильм "Стиляги" отличает хороший, крепко держащий зрителя сценарий (ход с ребенком-негром показался лишним, натужным, никчемным, хотя очень выигрышным в плане игры и режиссуры), интересные аранжировки и стихотворные обработки известных песен, в фильме профессионально-поставленные танцы, убедительная игра главных актеров, но важнее, как мне кажется, не картинка со звуком, а то, как показанное связанно с современностью.

Сформированные советскими реалиями стиляги определили последующие поколения советских людей и современных россиян: при невозможности выделиться из толпы, иначе как одеждой, советские люди придавали чрезмерное значение внешнему виду, одежде.

В Питере и Москве большая часть населения носят дизайнерскую одежду, каковую исходя из их доходов вроде как не могут себе позволить. Но позволяют!

Если я вижу в автобусе в Торонто женщину в шубе из чернобурки или соболя, я могу побиться об заклад, что она из бывшего Союза (в крайнем случае – бывший СЭВ).

Потому что мы все родом из совка, давно канувшего в Лете, но сохранившегося через поведенческие модели, систему ценностей, психологические архетипы в нас, живущих в совсем других странах, даже если географические координаты остались теми же. Мы наследники показанных в фильме стиляг, которых якобы не было в Америке, т.к. там нет нужды добиваться права на частную жизнь такими вычурными способами (я предполагаю, что не во всей Америке, но исключительно в официальном Вашингтоне, где проходил стажировку студент МГИМО Федя).

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.