Фестиваль камерной музыки

Летом музыкальная жизнь в Торонто впадает в летаргию. Это в классической перспективе, тогда как джаз, рок, поп и прочие несерьезные направления цветут и пахнут 🙂

И на фоне полного безрыбья фестиваль камерной музыки Toronto Summer Music собирает всех изголодавших поклонников классики в залы факультета музыки университета Торонто. Замечу, что фестиваль совмещен с мастер-классами, которые дают приглашенные музыканты для студентов и школьников.

Впрочем я слишком строг: фестиваль привлек бы внимание и в более насыщенное концертами время, т.к. он собирает хороших музыкантов не только из Северной Америки, но и из Европы, и Японии.

В этом году темой фестиваля сделали Гайдна и Мендельсона – все-таки 200 лет со дня смерти первого и рождения второго.

Поскольку впечатления после концерта Лейпцигского струнного квартета в прошлый четверг я "по горячим следам" не записал, то ограничусь лишь вчерашним концертом (фестиваль продлится еще неделю, но больше ни на один концерт я не иду – билеты на все оставшиеся концерты распроданы, в зале полный аншлаг не в последнюю очередь благодаря разумным ценам, привлекающим студентов и пенсионеров).

Вчера вечером два коллектива – струнные квартеты "Сесилия" и "Токай" – объединили усилия для исполнения октета Мендельсона, плюс каждый исполнил по квартету.

Насколько я могу судить, в камерных коллективах выдающихся исполнителей не бывает (гении предпочитают солировать), в трио и квартетах играют или те, кто еще не нашел своего места под солнцем, или подрабатывают музыканты из оркестров (возможно, такая форма кажется им более творческой, чем "работа из-под палочки" 🙂).

Среди написанных почти 70 квартетов Гайдна опус 77 отнюдь не затерялся: приятная мелодия, в которой инструменты четко "проговаривают" свои партии. Послушайте первую часть в исполнении Иерусалимского струнного квартета:

Канадский квартет "Токай" немного уступает музыкантам из Иерусалима, но первая скрипка "Токая" – Аманда Гудберн – лидирует настолько явно, что не во всегда чистая игра ее партнеров почти незаметна.

Получивший множество наград на второстепенных северо-американских фестивалях квартет "Сесилия" состоит только из девушек. Но награды им давали явно не за внешность, т.к. у всех в большей или меньшей степени выраженное "плоскопопие", бюстами они тоже похвастаться не могут 😦
Зато играют не в пример чище "Токая", хотя и без явного лидера. Впрочем исполненный ими Ре-минорный квартет Моцарта, на мой вкус, был не самым удачным выбором. Такое впечатление, что Моцарт написал его на коленке по дороге – откровенная никчемная халтура гения. Примерно так я пишу спецификации: чтобы при минимуме затрат с моей стороны, начальство не цеплялось к написанной документации 🙂
Причем в течение 3 частей я слышал только халтуру, а то, что она написана гением в какой-то части можно услышать лишь в 4 части, минорной, грустной, но пронзительной, печально-светлой, задумчивой, но выбирающей жизнь, а не прозябание полусмерти или того хуже – умирание:

Объединенный выход для исполнения октета Мендельсона был явно более удачным, чем первое отделение: в 16 лет Мендельсон с безудержной наглостью отрочества создал шедевр – яркий, красивый, воздушный, чувственный, оригинальный, зрелый, умный:

Я всё никак не мог избавиться от ощущения, что сочинение принадлежит более взрослому, более опытному, понимающему жизнь человеку, а не подростку. Видимо, несоответствие эмоциональной и интеллкетуальной зрелости – возрасту и отличает вундеркинда от молодого гения: последний не просто талантлив, но выдерживает сравнение с взрослыми.

Именно в такие моменты острее всего сознаешь собственную заурядность, бессмысленность собственного существования. Я знаю, что такие мысли посещают многих, но в них тяжело признаваться. И все же признаться, что завидуешь таланту не грех 🙂

Не могу удержаться, чтобы не поместить запись еще одного отрывка – четвертой части (в оригинале должно быть две виолончели, а не виолончель и контрабасс):

Канадские музыканты играли не хуже загребских, хотя несколько мелких ошибок и допустили. А овация в Торонто была даже громче – все-таки публика была куда более доброжелательной и менее взыскательной 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.