Зрительное восприятие и художник

Читаю книгу академика Раушенбаха "Геометрия картины и зрительное восприятие" (параллельно с Набоковым и несколькими книгами по работе 🙂). Любопытное сочинение, кое-какие моменты из книги-предшественницы в приложении для фотографов тут. И, как это нередко бывает в жизни, наложилась на это небольшая дискуссия в журнале уважаемого

Раушенбах вроде бы доказал, что художник неизбежно на картине вынужден будет исказить зрительное восприятие в одном из трех измерений (за глубину считается перспектива). Ренессансная система перспективы с точки зрения математики ничуть не хуже, чем альтернативные, "неправильные" системы. Образцом же, с коим надлежит сравнивать все полотна художников, является "мозговая картина", т.е. образ предмета, возникающий в сознании человека.

Эта схема приведена в книге Раушенбаха.

Спорить с отсутствующими в данном издании математическими доказательствами было бы глупо, да и вряд-ли физик мог допустить ошибки, которые я могу найти. Ошибка в том, что видится академику задачей художника и здесь возникает параллель с вышеупомянутой дискуссией: я полагаю, что задача художника поделиться с другими той красотой, которую он обнаружил в мире.


Индивидуальное восприятие художника может быть "нестандартным", он может видеть не так, как другие. На рисунке выше три елки: оригинальная картинка, вытянутая по вертикали и сжатая по горизонтали картинка (как бы в стиле Эль-Греко) и вытянутая уже по горизонтали и сжатая по вертикали картинка (как бы в стиле Ботеро).

Как с точки зрения схемы и индивидуальных особенностей глаза или восприятия мозгом надо рисовать картинку?

Думается, что художник должен передать обнаруженную им красоту, т.е. нарисовать так, чтобы в сознании зрителя появился видимый образ, поразивший своей красотой художника.

Гениальность художника в том, чтобы обладая иным видением и восприятием, передать в мозг совершенно другого человека с помощью мазков краски образ, возникший в мозгу творца. То есть нарисовать не картинку "Д" на схеме, использованной академиком, но то, что приведет к появлению образа "В" в мозгу смотрящего (это может быть совсем иная картинка "К" или "М").

Красота воспринимается субъективно, четко определить ее вроде бы практически невозможно, но почему даже страшные образы на картинах Босха или японских гравюрах так завораживают, почему манят? Не потому-ли, что художник сумел выйти за рамки привычного зрителю эстетического шаблона и поделился с последним тем, как он, живописец, видит красоту, тем, в чем он ее видит. Тем самым красота оказывается непознаваемой, но оцениваемой сознанием, т.е. чем-то объективным.

Оценка красоты – обычно это личные пристрастия, но, одновременно, если красота талантливо передана художником, она становится ноуменом, вещью-в-себе, тем, к чему могут прикоснуться представители принципиально разных культур и традиций, которые тем не менее поймут, что перед ними!

Говорить о зрительном восприятии художника – словно пытаться "алгеброй измерить гармонию": разобрать можно, понять нет, тем паче нельзя воспроизвести.
 

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.