Моцарт как дзен

В рамках уже упоминавшегося Моцартовского фестиваля в субботу были на очередном концерте (мой личный рекорд – 3 концерта в течение недели, так что 2 концерта за 3 дня совсем не страшно 🙂)

Концерт начался с увертюры к "Так поступают все женщины" – короткой, но прекрасной. Именно таким и ожидаешь услышать начало субботнего концерта из серии "Легкая классика" (начинается не в 8, а в 7-30 вечера) 🙂

Дальше исполняли Концертную симфонию, относящуюся к парижскому периоду и являющуюся в каком-то роде концертом для гобоя, кларнета, фагота и валторны. Можно заметить, что Моцарт ничего подобного не писал: в 1778 году он написал утерянную симфонию для флейты, кларнета, фагота и валторны; когда в 1860 нашли нечто, возможно, имеющее отношение к утерянному произведению Амадеуса, но для гобоя вместо флейты, решили, что это та самая Концертная симфония.

Есть дзенская притча о том, что до начала обучения дзену думаешь, что горы – это только горы, после начала изучения горы кажутся не только горами, на более продвинутой стадии обучения горы кажутся не горами, только достигнув степени мастера, понимаешь, что горы – это только горы.

Я не достаточно компетентен, дабы оспаривать атрибуцию сочинения. Я готов допустить, что Концертная симфония, действительно, моцартовская. Воспользуюсь этим для своих корыстных целей 🙂

Как и на предыдущем концерте, я почувствовал свое абсолютное несогласие с парижским периодом творчества гения из Зальцбурга. Если увертюра была демонстрацией одаренности, то Концертная симфония была скучной, скучной, невыразительной. Солисты – даже очень уважаемая мной гобоистка Сара Джеффри и считающийся по каким-то неведомым мне причинам "крутым" кларнетист Хоакин Валдепенас – не имели выигрышных партий, а валторна и фагот еще и ошибались (догадайтесь, какая ориентация у того, кто играет на фаготе? 🙂). Это как раз тот случай, когда "горы совсем не горы".

Завершая дзенскую аналогию с некоторым упреждением замечу, что 20-ый фортепьянный концерт был фантастически хорош.

После перерыва пианист Роберт Левин продемонстрировал свое мастерство импровизатора. То, что я не смог оценить в прошлый четверг из-за незнания 24-ого фортепьянного концерта. 🙂 В перерыве всех слушателей, владеющих нотной грамотой, просили написать небольшие отрывки предпочтительно из Моцарта или нечто похожее. Дирижер Питер Оунджаян отобрал несколько отрывков, которые Левин пару раз медленно сыграл залу, чтобы слушатели смогли запомнить предложенные мотивы.
Я надеюсь, что все читали "Египетские ночи" 🙂 Музыкальная импровизация производит куда более сильное впечатление! Нет, ничего сверхестественного не прозвучало, но когда из четырех маленьких кусочков получилось нечто живое и довольно своеобычное зал чувствовал вовлеченность куда большую, чем можно было бы ожидать. Четверо авторов, из коих со своего места видел только двух, наверняка, были польщены 🙂 Но даже первые увиденные когда-то на курсе акушерства роды произвели на меня меньшее впечатление, чем музыкальная импровизация, обычная для 18 – начала 19 веков!

Позволю себе еще раз вернуться к дзену. Импровизация – это проявление мастерства, вырастающее из скрупулезного освоения канона. Без того, чтобы освоить до тонкости технику предшественников и достичь просветления-сатори, согласно дзенским учителям стать импровизатором невозможно.

Когда зал пришел в себя, Левин и Торонтский симфонический сыграли известнейший 20-ый концерт для фортепьяно с оркестром. Это гениальное произведение я знал достаточно хорошо, чтобы оценить каденции, когда пианист импровизировал. Я не уверен, но поскольку интуитивная первая мысль чаще правильна, первый раз я слышал данное произведение в исполнении потрясающего Григория Соколова в питерской Филармонии (и, возможно, потом еще раз в исполнении не менее блестящей Элисо Вирсаладзе).
Мелкие претензии можно было предъявить к трубам и валторнам, в остальном оркестр был на высоте, но основная заслуга принадлежала Левину: его каденции точно ко времени вступления оркестра каждый раз подходили к той стандартной интерпретации, к коей привыкли музыканты и слушатели. Да и пальцевая техника впечатляла – не хуже, чем у Ланг Ланга! Я бы не побоялся назвать Роберта Левина гениальным пианистом! В значительной мере, правда, не за страсть, но за редчайший талант (и смелость!) импровизатора!

Заслуженная стоячая овация зала в течение 3 минут. Но – вот она западная школа! – никакого поощрения в виде игры на бис! 😦
Хотя на следующий день – в воскресенье, т.е. в еще незакончившийся день, когда я пишу эти заметки 🙂 – Левин давал последний, третий концерт в Торонто. Как могли догадаться ЧГКшники, лекции в Гарварде у профессора Левина – что подтвержается словами Оунджаяна – по понедельникам и средам 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.