Моцарт, Копровский, Бетховен.

Уже четвертый год Торонтский симфонический проводит в январе Моцартовский фестиваль. Идея, возникшая перед 250-летием Амадеуса, оказалась достойной, хочется верить, что она продлится еще не один год.

В прошедшую субботу мы ходили на концерт оттавского оркестра Национального центра искусств под управлением Пинхаса Цукермана. Я слушал этот оркестр раньше, но зрительно никого, кроме первой скрипки, не запомнил.

Третий концерт для скрипки с оркестром Моцарта. Цукерман солировал и дирижировал. Я бы не сказал, что дирижировать получалось хорошо, но играл он неплохо. Собственно особых эмоций концерт, написанный, вероятно, Моцартом походя, к какой-то дате, не вызвал.

От Концертной симфонии современного канадского композитора польского происхождения Петра Павла Копровского я не ожидал ничего хорошего. Я даже в программке ничего читать не стал… Но с первых нот почувствовал нечто затягивающее – какую-то серьезность, глубину, подлинность чувств. Соло первой и второй скрипок и альта было как рассказ о невыдуманном горе, о случившейся трагедии. Сложная, но не заумная музыка, подлинность скорби, очень скоро я понял, что это о войне, о жертвах, об убитых.
Цукерман дирижировал хорошо, оркестр звучал слаженно и чисто, повествуя о взрывах, разрушениях, выстрелах, далеких, но тем не менее несущих смерть.
Постепенно в музыке начинали звучать иные звуки, как будто вслушиваешься все лучше и лучше, и обнаруживаешь, что не только взрывы есть в мире, что где-то поют птицы, жужжат насекомые, шелестят листья и ветки.
Продолжая прислушиваться, отвлекаясь от неважного, лишнего за мирными звуками природы обнаруживаешь снова страдание и горечь потерь…

Я был просто поражен произведением! В перерыве я прочитал программку, композитор пишет, что он пытался отразить историю Польши в 20 веке, начиная с марширующих фашистских армий. У меня были не точно, но тем не менее совпадающие ассоциации. Столь точное отображение композитором своих замыслов в музыке – признак большого таланта.

После перерыва Пятая Бетховена. Цукерман продемонстрировал, что он не случайно стал главным приглашенным дирижером одного из лучших в мире Королевского Филармонического оркестра! Первые две части были той же интерпретацией, что у фон Караяна с Берлинским Филармоническим. И сказать, что оттавский оркестр играл хуже, я не могу!
Третья и четвертые части – если память меня не подводит, – несколько отличались в плане дирижерской интерпретации. Отсутствие музыкального образования не позволяет уточнить, чем именно, но Цукерман заставил звучать божественную музыку несколько непривычно. Затрудняюсь сказать, лучше или хуже, но точно не так, как у фон Караяна.

Музыканты оркестра были на высоте, я бы мог прицепиться по мелочам к тромбону, но это были бы придирки. Первые скрипка, первая вторая скрипка, первый альт, первая виолончель, первая флейта – великолепны. Но важнее, что оркестр в целом играл очень чисто, без ошибок.

Даже завидно, что такой хороший оркестр появляется у нас только раз в году

Подводя итог, я рискну сказать, что порядок исполнения отражал степень гениальности произведений (не композиторов!). И концерт заслуженно завершился стоячей овацией!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.