Израиль и справедливость

Все мы с детства как-то интуитивно начинаем понимать, что справедливо, что нет. Если посмотреть на животных, то обнаружится, что собаки перестают подавать лапу, если им не дают "вознаграждение", а ничего не делающей собаке рядом дают. Концепция справедливости – это концепция равенства: ИКС поощряется или наказывается точно так же, как за аналогичные действия ИГРЕК.

Чувство справедливости (как и чувство несправедливости) весьма сильно развито у человека. В начале ХХ века значительная часть крестьянских наказов Думам состояла в просьбах восстановить справедливость по каким-то частным или общим случаям. Но еще глубже разрабатывали тему справедливости религии. Законодательства Древнего мира исходили из концепции справедливости задолго до появления Библии, но поскольку последняя до сих пор имеет какое-то значение для сотен миллионов людей, тогда как законы Ману или Хамурапи интересуют только историков, то дальше создания Ветхого Завета (ТаНаХа) по шкале времени забираться не будем.

В Библии мы видим примеры двух типов справедливости – Божественной и человеческой. Божественная справедливость не всегда понятна, должна приниматься как кредо Тертулиана ("верую, ибо нелепо"), но воздействуя на понимание справедливости людьми, она позволяет сделать шаг вперед, к справедливости вне стран и времен. "Пришельца не обижай и не притесняй, ибо сами вы были пришельцами в 3емле Египетской" – это колоссальный прогресс по сравнению с "око за око, зуб за зуб".

Иудаизм в своих талмудических штудиях базировался на подходе "как бы случайно не нарушить какую-нибудь заповедь Торы". Именно эта боязнь нарушить заповеди и позволила создать достаточно разработанную теорию справедливости, пронизавшую в традиционном обществе коллективное бессознательное евреев. Жажда справедловости и двигала (и по настоящий день двигает) относительно большой процент евреев во всякие социалистические, коммунистические и другие, якобы борющиеся за права движения.

Во второй половине ХХ века ситуация вокруг Израиля больно ударила по чувству справедливости не только евреев.
Дабы не забредать в исторические дебри, ограничимся разбором дискуссии вокруг продолжающейся в эти дни операции против террористов в Газе, ибо аргументация используется одна и та же в течение многих лет и по разным поводам.

Начиная с соглашений в Осло, израильские политики с большей или меньшей скоростью старались продвигать создание палестинского государства. Все попытки проваливались арабскими политиками, не желавшими нести ответственность за свои поступки и жизнь своих людей. Тем не менее множество явных и скрытых юдофобов вопреки фактам продолжают утверждать, что Израиль мешает бедным палестинцам обрести государственность. Разумеется, подобные нападки делают бессмысленными любые предложения и уступки израильской стороны, т.к. израильтяне видят, что вознаграждаются не они, но те, кто ничего не делает.

Отдельная песня "пропорциональность применения силы". В не такое далекое от нас время пощечина послу или парламентеру была достаточным поводом к войне или битве. Но применительно к нашему времени больше подходит иной пример: группа преступников похитила человека, какое-то время удерживала его, потом отпустила. Тем не менее все они отправляются в тюрьму на долгие годы. Никакой пропорциональности нет, есть преступление и наказание. Причем в тюрьму садится вся группа, включая тех, кто просто "тусовался" с похитителями.
Второй пример: вторжение в дом безоружных грабителей хозяин дома пресекает с ружьем в руке, на взмах рукой одного из грабителей, хозяин нажимает на курок. Право неприкосновенности жилища оказывается выше права жизни грабителя. Я даже не хочу ссылаться на Штаты, где особая ситуация, в Монреале достаточно недавно мафиози застрелил одного из пришедших арестовывать его полицейских, но был по данному эпизоду оправдан, т.к. якобы была не видна надпись "полиция", а мафиози опасался за жизнь своей семьи (кто-то закричал или он только подумал, что могут закричать, не помню, но это и не принципиально).

Теперь посмотрим на реакцию россиян, поддержавших вторжение в Грузию в августе, аннексию части грузинской территории, как следствие обстрелов отнюдь не российской земли, продолжавшихся меньше суток. Что мы видим: за немногочисленными исключениями россияне на стороне палестинцев или занимают "нейтральную" позицию, которая сводится к тому, что "Хамас, конечно, гады", но Израиль все равно неправ и не должен отвечать ударом на удар!

Посмотрим на Европу: многотысячные демонстрации в поддержку палестинского террора, на которых собираются не только мусульманские мигранты, но и многочисленные левые политики. Да, есть и демонстрации в поддержку Израиля, но до начала операции демонстраций против обстрелов Израиля не было, не было петиций, резолюций, предложений бойкотировать палестинских профессоров и т.п. Таким образом израильтянам давали понять, что их проблемы никого не волнуют. В отличие от проблем палестинцев.

К чему это все приведет? Коррозия чувства справедливости у одной группы, сильно интегрированной в западную цивилизацию и культуру, приведет к возникновению чувства ущемления справедливости у все большего и большего количества представителей других групп. Отсутствие справедливости, как отсутствие Бога: если нет, то всё позволенно!

А как же с чувством несправедливости, испытываемым мусульманским миром? Думаю, что если его не культивировать специально, если не намеренно поддерживать тлеющий конфликт между Израилем и Палестиной, то выяснится, что испытываемое арабами чувство несправедливости мира найдет истинных виновников – их собственных правителей.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.