Ланг Ланг 2, или К “Карнеги-Холлу” готовы!

В субботу 27 сентября Ланг Ланг давал второй концерт с Торонтским симфоническим оркестром.

Увертюра из "Вильгельма Теля" Россини. Популярная вещица, исполненная хорошо, чисто, даже к валторнам и тромбонам не было особых претензий. После исполнения первого произведения я понял, что торонтский оркестр действительно готов выступать в Карнеги-Холле, более того, они могут даже произвести хорошее впечатление на критику!
Оунджаян не зря "Вильгельма Теля" выбрал: музыка ускоряется и нарастает по силе и воздействию в течение всей увертюры, что помогает слушателям перестроиться из повседневной жизни в мир искусства.

Второй фортепьянный концерт Шопен написал в 19 лет. В этом возрасте жизненного опыта мало, эмоции ярки, но не глубоки, мысли, кажущиеся глубокими и оригинальными, давным давно известны. Примерно тоже самое можно сказать и о данном произведении.
Однако Ланг Ланг как бы заряжал оркестр, стимулировал музыкантов играть выразительнее и точнее. Ланг Ланг не просто отдавался музыке, но и "дирижировал", кивал головой, дублировал Оунджаяна как только мог. Флейтистка, которую я идентифицировать не смог (думал, что это Нора Шульман, но потом решил, что может быть и не она), скрипачи, кларнетисты, гобоисты, виолончели играли куда лучше обычного. Но поскольку Шопена давно критиковали за убогость оркестровки, то их партии не были особо интересны (к проблеме оркестровки вернусь позже).

Ланг Ланг – мастер тихих прикосновений, вынуждающий зал замирать, вслушиваясь в тихие звуки рояля. Нужно обладать очень большим мастерством и потрясающе тонким чувством музыки, чтобы не поддаться желанию "говорить" громко.
Пальцы пианиста жили самостоятельной жизнью то хищной и агрессивной, то тихой ползущей как вьюнок, то необъяснимой как ветер. Его тихие прикосновения напоминали поглаживания, когда рука движется в полумиллиметре от кожи, касаясь только мелких волосков, и ощущается как тепло от не очень горячего, но близкого источника.

Первый фортепьянный концерт Чайковского я слушал в исполнении Григория Соколова, Элисо Вирсаладзе, Александра Целякова (это только лауреаты Конкурса Чайковского; правда, Целяков получил 4 премию). Ланг Ланг давным-давно выиграл юношеский конкурс Чайковского и с тех пор особо конкурсами не интересовался.

По контрасту с шопеновским концертом я понял, что же такое хорошая оркестровка. У Чайковского рояль постоянно ведет диалог с гобоем и кларнетом, с виолончелью, с флейтой, причем музыкальные темы отличаются у всех инструментов. Мы слышим полемику, разные "точки зрения", "разговоры" о разных вещах и на разных языках. Композитор должен заранее услышать все это многоголосие, а не разбивать партию, дабы задействовать несколько инструментов.

Не могу не отметить, что ошибок в игре ТСО не было. За исключением не совсем чистой игры валторн: каждый раз, когда я слышал диссонанс, я видел, т.к. сидел на хорах, что это валторны 😦
А Винона Зеленка на виолончели, Сара Джефри на гобое и уже другая, чем в первом отделении флейтистка были просто сказочно хороши!

Вернусь к Ланг Лангу. Я не могу припомнить пианиста, который может так резко перейти от бешенного стакатто, когда движения пальцев почти сливаются (быстрее играл только Целяков, но у него очень много ошибок), к тихой медленной музыке. Это как перейти от бурных любовных ласк к "поцелуям бабочки" (быстрые прикосновения ресниц к коже лица – надо просто моргать :)).
Ланг Ланг уже заметно меньше раскачивается во время игры, по сравнению с позапрошлым годом, но он постоянно в движении. Он поворачивается к оркестрантам, кивает им, взмахивает руками безо всякой связи с игрой.

Когда Ланг Ланг смотрит на оркестрантов у него на лице выражение черепашки-нинзя – без проблеска мысли. Что доказывает стереотипную предвзятость наших "физиогномических" оценок: мы не "мысль", "душевную тонкость" или интеллект оцениваем, а черты лица и мимику на предмет сходства с нашими!
Совершенное исполнение фортепьянного концерта закончилось пятиминутной стоячей овацией. Я впервые за долгое время отбил ладони. Интересно, что через две минуты интенсивного хлопания жар в ладонях проходит, хлопаешь не менее сильно, но руки при этом не горят 🙂

Просто фантастический концерт! Мне искренне жалко тех, кто не попал!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.