Ашкеназ-2008

Дер Ундерганг фон дер йидишер Култур

Заметку о фестивале идишской культуры "Ашкеназ" я хотел назвать "Закат еврейской культуры" ("Дер Ундерганг фон дер йидишер Култур"), но допускаю, что все не так печально, как мне показалось.

Я ходил на четыре последних фестиваля идишской лультуры в Торонто, проводящиеся каждые 2 года в течение выходных, примыкающих к Дню Труда. Нет, я не тусовался там все два с половиной фестивальных дня, но несколько часов проводил каждый раз. Предыдущий фестиваль был очень неплох! 🙂

Так получилось, что я был здорово загружен в прошедшие выходные, в итоге мы смогли поехать на фестиваль только во вторую половину воскресного дня. В течение всего лета культурный центр в порту Торонто представляет всевозможные фестивали – разные музыкальные направления, разные страны и народы. Насколько я понимаю, все эти мероприятия в той или иной степени спонсируются правительствами Канады, Онтарио и Торонто.

Итак, первое впечатление: нет киоска с фестивальными футболками и дисками выступающих групп. Или я данный киоск не заметил, что по сути дела тоже самое.

Второе, народные танцы – "бессарабская версия" – с музыкальным сопровождением украинско-германского коллектива "Консонанс ретро". Такое впечатление, что музыканты играют преимущественно на похоронах, но не на свадьбах. Посему при всей моей любви к еврейским танцам, танцевать не хотелось. 😦

Третье, странный израильский коллектив "Дочь фараона" с египтянином и японкой-скрипачкой. Я искренне рад за торжество левых идей, когда волк лежит рядом с ягненком, а араб играет с израильтянином в одном оркестре, но какое отношение имеют песни на иврите, арабском, ладино и т.д. к ИДИШСКОЙ культуре? То, что я даже на иврите понимал песни через пень колоду не добавило радости: да, язык забывается, но разговаривать с израильтянами я могу, понимаю лучше, чем говорю сам, да и Тору иногда читаю, так почему же я не понимал песни? 😦

Окончательно добило меня выступление "Кошер госпел" ("Кошерное евангелие"): типичный коллектив из черной баптистской церкви, с характерными интонациями и жестами. 😦

Разумеется, мне могло просто здорово не повезти ("аидише мазаль" – еврейское счастье), но куда смотрели организаторы, ставящие подряд в программу коллективы, имеющие весьма косвенное касательство к заявленной теме фестиваля?

Я понимаю, что идишская культура уходит, умирает… Kогда  лет десять назад я достаточно активно ходил на клейзмерские концерты в Израиле, то обычно я был единственным в зале в возрасте до 30, потом провал до примерно 50+ (еще несколько выходцев из бывшего Союза), потом основная масса слушателей в возрасте хорошо за 60. На сегодняшний день идиш остается разговорным языком части ультра-ортодоксальных иудеев (я живу в районе, заселенном в значительной мере ультра-ортодоксами, – не хасиды, а литваки-митнагдим, – они говорят дома на английском, как выяснилось, хотя идиш знают). Но, увы, ультра-ортодоксы культуру не создают, они сохраняют существующую в той ее части, которая не противоречит их целям и ценностям.

Идишская культура потерянна.
То, что осталось от нее в американской или русской культуре, не более, чем крошки, песчинки… Да, эти крошки звучат "смачно", но это скорее смак анекдота, чем отражение той самобытной культуры, которая появилась и уже умерла в Восточной Европе.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.