“Любите-ли Вы Брамса?” – May 29, 2008

“Рабинович, Вы умеете играть что-то еще, кроме семь-сорок?”
“Могу Брамса!”
“Сыграйте”
Брамс-па-ба-па-ба! Брамс-па-ба-па-ба!
(из КВНовской репризы)

29 мая Торонтским симфоническим управлял Yannick Nézet-Séguin. Это его второй приезд за последний концертный год (он приезжал в феврале). В программу включили Второй фортепьянный концерт Брамса и его же Четвертую симфонию. Правда, вместо американского пианиста Стефена Ковацевича играл французский (?) пианист Николас Анжелич (замену, вероятно, искали по последним буквам фамилии :))

Впечатленный прошлым концертом Nézet-Séguin, я ожидал чего-то потрясающего. Как выяснилось, напрасно. 😦

Итак, Второй фортепьянный концерт. Брамс – интересный композитор, его Первую симфонию называли Десятой, намекая на продолжение бетховенских традиций, однако дальше лучше не было… Второй концерт для фортепьяно красив, эмоционален, но ни о чем, нет в нем никакой идеи, мысли. Это как хорошее свидание: французский ресторан, прогулка, кофе дома, поцелуи и соитие (соитие – совместный поиск истины тактильнымии в меньшей мере обонятельными и вкусовыми – средствами, именно истины, а не правды, т.к. поиск правды тактильными средствами – это пытка). С уточнением, что это соитие между людьми, которые не совсем подходят друг другу. Как следствие, вспомнить нечего – говорили, было приятно, но о чем, к чему, зачем, не ясно.

Пианист неплохо играл, не ошибался, но все эмоциональные пассажи были смазанны его бесстрастностью, невозмутимостью, флегматичностью. У Анжелича хорошо бы получилось играть в покер – по его лицу ничего прочитать нельзя. А вот с Брамсом получилось заметно хуже.
Если бы дирижер сумел зарядить своей бешенной энергией оркестр, чтобы продемонстрировать контраст с холодным пианистом, получилось бы, как мне кажется, интересно, но, увы, оркестр не поддержал, ошибался, даже струнные первого состава не смогли вытянуть игру.
Пожалуй, за исключением первой виолончели: Винона Зеленка на инструменте Гварнери в третьей части была очень хороша! Если кто-то и заслужил овацию, то только она. 🙂

Избавившись от депрессивного пианиста и отдохнув, оркестр приступил к Четвертой симфонии. Начала первой и второй частей были не ахти, но постепенно музыканты приходили в себя, даже валторны, трубы и тромбоны к концу каждой части меньше досаждали. В третьей части все пришло в норму и, за мелкими исключениями, не выходило за ее пределы.

Живость и эмоциональность дирижера, его мимика заставили задуматься, почему дирижеры небольшого роста так энергичны (вспомнился покойный Равиль Мартынов). Впрочем Yannick Nézet-Séguin превосходит всех в выражении чувств: я не припомню, чтобы дирижер приседал от усердия! 🙂 Ответа на собственный вопрос я не нашел. 😦

Тем не менее экспрессия дирижера не смогла вынудить оркестрантов сыграть лучше среднего, как это волшебным образом случилось в феврале. Да и симфония Брамса не позволяла совершить невозможное – какие подвиги при полном отсутствии идей?

Хороши были первая виолончель и первый гобой Сара Джеффри (если верить Оунджаяну, беременная от собственного мужа, это, должно быть, смешно).
Меня немного смутило то, что я не знал вторую виолончель (знать в лицо 6 виолончелистов/ток из 8 и не знать вторую! чувствуешь себя слегка идиотом! 😦 )

Честно говоря, Четвертая симфония была интереснее и ярче Второго концерта, но ощущение не слишком интересной программы осталось. Тем не менее твердую четверку с плюсом вечер заслжил!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.