Популярные отрывки из опер – 27 Apr 2008

По субботам Торонтский симфонический часто дает концерты популярной классики. В прошлую субботу оркестр с помощью – Салли Диббли и Люка Роберта – обратился к популярной оперной классике.

Опера – сложная вещь: надо быть понятной тем, кто пришел показать свои наряды (это касается богачей прошлого и настоящего, тех, из-за кого билеты в оперу такие дорогие), более того – быть занятной, развлекательной зрелищной для них; одновременно, надо написать что-то интересное для любителей музыки; и в дополнение ко всему создать иллюзию соответвия драматических перепетий сюжета, каких-то психологических превращений героев, разкрытия и развития характеров – и собственно музыкального сопровождения!

Психологизм требует не слишком сложной музыки, т.к. наша эмоциональная вовлеченность обратно пропорциональна интеллектуальным усилиям, требующихся от нас. Именно по этой причине психологизм Достоевского, Бальзака и Мопассана не требует от читателя ни малейших усилий. Психологизм в чем-то антагонистичен идеям, которые может нести произведение. Или психологическая точность, или интеллектуальность.
Попробуйте психологически обосновать героев Музиля или Томаса Манна! Нет, они не абсурдны, они логичны в той мере, в какой мы наблюдаем со стороны, но абсолютно не вытекают из внутренней логики персонажей.
Или более простой пример- “Война и мир”: страницы бесконечно точных психологических описаний (насколько можно верить книгам по лингвистике и психолингвистике, да и собственный читательский опыт с этим согласен

🙂) перемежаются с абсолютно ничем не подкрепленными умствованиями автора, не подкрепленными психологическими объяснениями теми действиями героев, каковые должны вышеупомянутые умствования подкрепить/подтвердить.

Одним словом, эмоциональная жизнь человека требует простоты описания, а не сложности, потому опера должна быть легкой, запоминающейся, напеваемой и еще раз легкой! Примеры этого – самые лучшие, самые популярные мировые оперы.

Однако вернемся к концерту. Дирижировал Джеймс Гаффиган – выпускник бостонской консерватории. Судя по тому, что он учился в школе при Джулиард, а поступил не в Джулиард или Куртис, надежд Гаффиган не оправдал. Если можно судить по одному концерту, не хватает таланта, нет выраженной одаренности.

Итак, увертюра к “Севильскому цирюльнику”. Россини писал простую, понятную всем, красивую музыку, исполнить ее не сложно; второму составу нашего оркестра это удалось лучше, чем оркестру “Мусорки” (не слышал я эту оперу в “Мариинке”, только в “Мусорке” да в Оперной студии питерской Консерватории + в концертном исполнении, но это не в счет).

Интермеццо из “Сельской чести” Масканьи. Как-то сыграли, но дирижер явно не понимал, что с этим делать, жизненного опыта ему не хватило, мыслей или таланта – бог весть!

😦
Масканьи не требует глубоких исканий дирижера, но определенной эмоциональной зрелости, умения найти в музыке скрытый драматизм. Гаффигану это не удалось

😦

Арии из “Богемы”. Когда я вижу бедного Рудольфо, живущего в мансарде, с круглым пузиком – месяц эдак 6-7, чтобы был понятен размер

“:) – а падающую от голода в обморок Мими в виде довольно пышнотелой дамы лет 55-60, я ожидаю компенсирующих это несоответвие драматических талантов.

Последние лет 40 мировая опера вижется в сторону психологической достоверности: поют не только стоя, но и сидя, и лежа, поют в движении, певцы играют, на их лицах отражаются эмоции, страсти, их тело помогает мимике. Даже в “заповеднике классического балета” и (добавлю от себя) оперы – в России – давно никто не поет в статичных позах (насколько можно судить по Питерским театрам и рецензиям на отдельные спектакли других).

Если у Салли Диббли голос был хороший и достаточно сильный, то Люк Робертс не может похвастаться ничем

😦 Но и она не выказала достаточного драматического таланта, а компенсировать это голосом не смогла.

При всех моих претензиях к факультету музыки универа Торонто их “Богема” была лучше, чем происходившее в субботу в зале имени Роя Томсона.

Сен-Санс “Самсон и Далила”. Оркестр играл неплохо, но дирижер не знал, вероятно, что сыграть чисто не означает сыграть хорошо. Вторая скрипка оркестра, – Марк Сказинецкий – выступавшая в роли первой, была очень хороша, да и первая виолончель не подвела.

🙂 (я продолжаю к ней присматриваться – нет, вроде бы не беременна

🙂)

После перерыва дело пошло веселее: Увертюра к моцартовскому “Дону Джованни” оставила крайне приятное впечатление. Возможно, стоило усилить акцент на тревожных предвосхищениях, на антиципации драматических перепетий – все это есть в музыке Моцарта, но было слегка смазано

Перед исполнением отрывков из вагнеровской “тристан и Изольда” дирижер развеселил зал, рассказав, что по мнению некоторых Вагнер был хорошим любовником, т.к. не спешил дойти до пика переживаний (в английском испольуется слово – climax – и для кульминации музыкального произведения, и для оргазма

🙂), а, дойдя, удерживался там.
Собственно Вагнера исполнили хорошо.

Потом еще одно испытание – тенор и сопрано исполняли дуэты из “Манон” Массене. Дабы быть более справедливым к тенору замечу, что у него был очень нарядный жилет и хорошо завязанный гластук.

Напоследок увертюра из “Сил судьбы” Верди. Чисто и хорошо исполнили, красиво завершив концерт, подпорченный двумя не слишком хорошими канадскими певцами. Быть первым парнем на деревне – достойно уважения, но не надо показывать свое умение и – что важнее! – свое неумение окружающим!

Впрочем надо признать, что необходимость ехать на концерт на машине, а не на метро, из-за забастовки работников общественного транспорта не слишком способствовала изначально правильному настрою – большее, чем обычно, количество машин, поиск парковки и т.д. – не те занятия, что способствуют хорошему настроению, максимум – сохранению т.н. философского настроя, что подразумевает стоицизм (не самую близкую мне философскую школу, коли речь зашла о субботнем вечере, я бы предпочел эпикурейцев

🙂)

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.