Легкая классика – Григ, Мендельсон, Равель – 24 May 2008

Так называемые “семейные концерты” были придуманы отнюдь не в Торонто, но Торонтский симфонический достаточно удачно подбирает дирижеров и программы, чтобы субботним вечером или воскресным днем люди могли послушать приятную классическую музыку, понятную для детей и тех членов семьи, кто относится к классике достаточно сдержанно.

Итак, субботний вечер, Торонтский симфонический, дирижер Кваме Райан.
Григовская сюита “Хольберг” – достаточно популярное произведение, напоминающее музыку барокко. К моему удивлению черный дирижер (рожденный в Канаде, выросший на Тринидаде, учившийся в Англии и работавший в Германии) Кваме Райан неплохо “держал” оркестр, выдающееся мастерство дирижер не выказал, но “Хольберг” не то, на чем можно проявить себя.

Мендельсон “Концерт для скрипки с оркестром”, солистка – Карен Гомио. В мире есть множество никому не известных конкурсов, на которых получают призы музыканты, коим не светит ничего на серьезных соревнованиях. В 15 лет Гомио, – рожденная в Японии, но выросшая в Канаде и учившаяся в Джулиарде! – якобы победила на Young Concert Artists International Auditions. “Якобы” поскольку найти веб-сайт данного конкурса мне не удалось, зато на него ссылаются многие не-известные мне музыканты, про которых ничего достойного сказать нельзя (если верить всемогущему Гуглу

🙂).
Вторая странность: про Гомио нет ничего в интернете. Каким образом можно вести хоть какую-то концертную деятельность и не засветиться в интернете, я понять не могу.

Однако вернемся к Мендельсону. Мне кажется (дилетантское мнение

🙂), что никто из композиторов не чувствовал так струнные, как Мендельсон. И скрипичный концерт, исполнявшийся в прошлую субботу, был отличным тому подтверждением – дивное, гениальное произведение искусства.
Дирижер и оркестр в общем и целом были на высоте, практически не ошибались… Скрипачка тоже не ошибалась, но что-то было не так. Я слышал этот концерт в исполнении или Венгерова, или Репина (к сожалению, не помню точно, кого), солист звучал иначе. Но даже если отвлечься от воспоминаний, то все равно, временами мне казалось, что солист должен звучать ярче, светлее, эмоциональнее, какой-то другой должен быть оттенок, другие чувства должны быть в музыке.
Я было решил, что скрипка не та, но нет – Страдивари (“не все Страдивари одинаково полезны”… в смысле – достаются хорошим музыкантам! 😦 ). Значит проблема в солисте! Гомио при неплохих внешних данных (не знаю, какого она происхождения, но явно не японка – если судить по форме лица и груди), при хорошей, поставленной в Джулиарде технике, она не смогла раскрыть глубину музыки и потенциал своего инструмента.
Хотя и внятно озвучить свои претензии я не могу – нечто неуловимое, мимолетное обязанно быть в дополнение к воплощенным в звуковые колебания нотам, какая-то душа, вложенная композитором или исполнителем, а может некий дух музыки, ее гений… Вот этой-то эфемерной материи и не было.

Равель, “Сюита Матушки Гусыни”. Прелестная музыкальная иллюстрация к музыкальным сказкам, так и оставшихся неизвестными мне. Совершенно потрясающая игра контрафагота.
Равель, “Болеро”. Странно, но более короткое “Болеро” мною субъективно было воспринято, как более долгое произведение, чем вышеупомянутая сюита. Видимо, дело в повторах.
“Болеро” нужно один раз не просто услышать в зале, но увидеть! С точки зрения музыки “Болеро” не представляет ничего сложного или минимально выдающегося, однако оно завораживает, зачаровывает, затягивает в себя, как бездна, как гигантский водоворот… Тем не менее зрелищность “Болеро” ни в малейшей степени не связанна с воздействием на подкорку: следует отслеживать смену солистов – как гобой сменяется кларнетом, валторной, флейтой…
Я должен признать, что такой чистой игры медных духовых Торонтского симфонического до Кваме Райана не добивался никто.
Особо выделю “диалог” первой скрипки Марка Сказинецкого (может быть, он “и.о.”, поскольку он всегда был второй скрипкой и в программке первой скрипкой указан Израилевич, редко играющий в последнее время) и первого альта Тенг Ли – столько ума и чувства, что в буквальном смысле замирало дыхание.

Изумительный концерт!

🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.