Кисин в Торонто – 25 Mar 2008

Первое отделение отдали Реймонду Людеке – кларнетисту Торонтского симфонического, написавшему “Сказки Нетсилика”. Собственно “Сказки” – музыкальная иллюстрация к дневниковым записям Кнуда Расмуссена – преданиям инуитов из поселка Нетсилик, что около магнитного полюса Земли.
Безусловно, Людеке обладает мастерством и кое-каким талантом как композитор. Однако идея музыкального сопровождения не-поэтической речи мне не понравилась (возможно, у более талантливого композитора получилось бы совсем неплохо). Более того, профессионализм требует “повода“, в противном случае музыка “не получается”. В данном случае отсутствие четкой идеи, нехватка таланта наложились на интеллектуальную убогость текста.

Небольшое отступление. Инуиты пришли на север Канады 10-15 тысяч лет назад, специфические условия жизни привели к созданию весьма своеобычной мифологии – откровенный эскапизм сказок и мифов контрастирует с нацеленным на примитивное выживание бытом. Пришедшие в начале 19 века миссионеры побудили инуитов начать вырезать скульптуры, в которых племенные архетипы – человеко-птиц, могущих оставить земную юдоль, – нашли потрясающее воплощение! Очень немного скульптур в мире более эмоционально выразительны, чем странные произведения инуитских мастеров из кости и камня.
Однако инуитский гений по неизвестным причинам не способен выразить себя словесно: если по математическим тестам инуиты опережают даже японцев и китайцев (прочие этнические группы далеко позади), то средний “коэффициент интеллекта” инуитов заметно ниже 100, очевидно, за счет логической и лингвистической частей теста. Как следствие на редкость убогие сказки и мифы.

“И вот с этой мансой он едет в Одессу?” – говорит старый анекдот про Эйнштейна. Весьма неплохой кларнетист, Людеке выбрал явно не ту основу для своих композиторских экзерсиций. Выше трех с минусом первое отделение не тянуло.

Я не считаю, что композитору нужно испытывать лишения, но определенная доля эмоциональных переживаний требуется для интеллектуального развития. Вероятно, гений может больше выдать без формального внешнего повода, но многим музыкантам серьезная эмоциональная встряска пошла бы на пользу, помогла бы достичь зрелости, большей точности образов и глубины высказываний. Все сводится к тому, чтобы из переживаний сделать выводы, обобщения, от личного, меркантильного, перейти к божественному, всеобщему. Сытая жизнь вредит своей размеренностью и отсутствием изменений, тем, что не дает “перейти на следующий уровень”, достичь большего, полнее раскрыть свои способности, свой талант.

Сэр Эндрю Давис когда-то был дирижером Торонтского симфонического, видимо, это сподвигло его включить в программу скучную и неинтересную вещицу канадца.

Второе отделение – Первый фортепьянный концерт Брамса. “У рояля Евгений Кисин”. Брамс относится к тем немногим композиторам, у которых более ранние вещи лучше более поздних (хоть Первую симфонию вспомнить – не зря же ее назвали Десятой!). Первый концерт – совершенно гениален. Дирижер был неплох, но не более того, от столь известного, прославленного дирижера ожидаешь большего.
Первый фортепьянный Брамса – это – как и почти любой концерт – диалог, спор, конфликт, который развивается между оркестром (толпой, массой, народом) и солистом (личностью, индивидумом). Контрастность может строиться на противоречии в темпе, в громкости, в экспрессии. У Брамса конфликт еще и в движении рук пианиста (не только в данном произведении оный “конфликт” имеет место, но я это только при данном исполнении осознал): они то движутся в противоположные стороны, перекрещиваются, то разходятся, то двигаются параллельно – это приводит к разным эмоциональным состояниям исполнителя (руки скрещенны – он закрыт, и ничего с этой психофизиологией не сделаешь! он то повернут в полоборота к залу, то к оркестру, соответвенно меняется его взаимодействие с оркестром и залом).

Кисин играл чисто (1 ошибка в первой части за весь концерт!), выразительно, страстно, но вторую часть оркестр сыграл столь невыразительно, не лирично, не задумчиво, что подпортил впечатление и от игры солиста.
Третья часть, более яркая и быстрая, позволила дирижеру за счет темпа создать впечатление качественной работы, каковой не было.

Как делают практически только русские музыканты, Евгений Кисин сыграл “на бис”. И уже без оркестра доказал, что он гениален, что он может больше, чем выдал в концерте Брамса. Даже не в его “пальцевой технике” дело, а в том чувстве, которое он вкладывает в свою игру, в том, чем он “заряжает” зал!

Совершенно потрясающий вечер!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.