Бриттен и Малер – 12 Mar 2008

Если быть совсем точным, то концерт начался с небольшой вещицы штатного композитора Торонтского симфонического оркестра – Гари Кулеши – Настоящий цвет неба. Однако пьеска была ни о чем, идея по сути отсутствовала, хотя Кулеша определнно умеет складывать из нот музыку, но музыку не слишком интересную. Засим перейдем к собственно концерту.

Вчерашний концерт в Рой Томсон Холле записывался для радио – CBC, в связи с этим, помимо любящего поговорить Оунджаяна, был еще ведущий радиопередачи.

Бриттен, сбежав в Канаду в 1939 году, написал тут не только Концерт для скрипки с оркестром, но и “Иллюминации” (или лучше перевести “Озарения”) на одноименные стихи Рембо. Радио-журналист очень быстро перешел с Бриттена на внешность Рембо и отношения последнего с Верленом. В изданной в Союзе биографии Рембо гомосексуальность замалчивалось, но о ней можно было догадаться. Рембо был представлен публике скорее как красавчик и “роковой мальчик” (если мне будет позволенно ввести такой термин), чем как великий поэт. O tempora, o mores!

😦

Должен признать, что не слишком интересная музыка Бриттена ложилась на французские стихи как перчатка! Это заслуга не только дирижера и оркестра, но и Барбары Ханниган – канадской певицы, учившейся в Торонто и Гааге, и много выступавшей в Европе. В прошлом году она дебютировала с Берлинским Филармоническим, т.е. уровень у нее куда как высокий!
Сопрано удивила меня своей худобой, обычно певицы обладают более пышными формами

🙂 Плюс у нее какой-то порок развития – вторая пара ребер деформированна…

Не могу не признать, что музыка, стихи, голос певицы находились в замечательной гармонии

😉 Все многочисленные сольные моменты – для первых скрипки, альта, виолончели – звучали чисто, красиво, выразительно. И если я знал, что у альта и виолончели хорошие инструменты 18 века, то про постоянно меняющихся (после ухода Исраилевича) первых скрипок в нашем оркестре ничего сказать нельзя. Тем не менее вчера звучала какая-то необычная скрипка, подозреваю, что достаточно старая – возможно, тоже 18 века… Причем этот не известный мне скрипач проявлял столько живости и энергии, так раскачивался при игре, так широко двигал смычком, что я начал опасаться за глаза второй скрипки! Как в известной пародии!

😉

После перерыва никчемное вступление радиоведущего, а затем Четвертая Малера! Я слышал ее раньше только в записи. Вчерашнее исполнение впечатлило! Более чем!
Малер писал понятную для слушателя музыку, никаких сложных для уха, требующих умственного напряжения конструкций. Зато музыка Малера наполнена чувствами – радостью, умилением, восторгом, печалью… Причем печаль у Малера – как у русских поэтов – светлая! В самые тяжелые моменты всегда остается лучик надежды.

При всем моем критическом настрое, особых претензий к исполнению – даже постоянно раздражающих меня медных духовых – не было, все играли почти без огрех, чистенько.
Много солировавшие скрипка, альт и виолончель оставили исключительно хорошее впечатление. Вообще весь оркестр был на высоте. Как Петербургский Филармонический или НЙ Филармонический!

(отступление – первая виолончель – Винона Зеленка – заинтриговала меня сменой прически, появившимся 2 концерта назад шикарным бриллиантовым гарнитуром – серьги и кольцо – и, как я решил вчера, пополневшей талией

🙂 проверить я пока никак не могу, но похоже, что она вышла замуж и скоро выйдет в декретный отпуск

😉)

С третьей части к оркестру присоединилась Ханниган. Разочаровав, вероятно, многих зрительниц тем, что вышла в том же платье (синевато-фиолетовое с бирюзовым отливом – до гоголевского “наварринского дыму с пламенем” далеко, но не бесконечно далеко

🙂)…
Почему-то мне показалось, что к финалу Малер намеренно “приглушил краски” – ничего взрывающегося, искрящегося не было, но получилось очень искренне. Потрясающая музыка совершенно естественным образом остановилась. Не резко, не вдруг, не увяла, а именно двигалась, а потом – как балерина – дошла до края сцены и замерла в поклоне

🙂

Положа руку на сердце – заслуженная пятерка! Сногсшибательный концерт!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.